Психологический спектакль как формирующая социально-психологическая технология

Демидкова О. А.

Курский государственный педагогический университет

Проблемы социальной адаптации молодежи в условиях современного нестабильного в социальном, экономическом и психологическом плане, общества ставятся сегодня особенно остро в связи с тем, что воспроизводство социальных связей и отношений в дальнейшем возлагается именно на молодежь.

Проблема социальной адаптации молодежи усугубляется тем, что процесс социализации, который всегда вызывает существенные трудности, дополнительно осложняется ситуацией риска, проблемой нестабильности и возникновением социальных опасений, что приводит к существенными психологическими трудностями подростков и юношей.

В рамках деятельности кафедры психологии Курского государственного педагогического университета по проблеме социально - психологической помощи в социальной адаптации подростков и юношей уже в течении многих лет существуют молодежные Центры типа "социальный оазис" в рамках деятельности которых оказывается формирующее и коррекционное воздействие на личность.

Одним из видов деятельности является формирующая социально - психологическая технология в виде психологического спектакля. Теоретические основания данной технологии относятся к теории ролей Ч. Кули и работам Д. Мида по данной проблеме. Данная технология методологически связана с такими явлениями в практической психологии, как психодрама и социальная драма, но отличается от них по целям, задачам, содержанию и форме организации деятельности.

Целью применения социально-психологической технологии является воздействие на процесс социализации с целью его совершенствования. Все этапы подготовки репетиций и показа психологического спектакля имеют формирующее и коррегирующее воздействие на его участников. Использование этой технологии на протяжении ряда лет позволяет говорить о ее результативности. Особенно большая потребность в применении подобной технологии проявилась в последнее время в связи с нарастанием негативных социально-психологических факторов, определяющих успешность процесса социализации молодежи.

Первый этап осуществления технологии предполагает самостоятельный выбор участниками спектакля темы этого спектакля. Здесь осуществляется ранжирование проблем социально-психологического характера по степени их значимости. Психолог выступает в качестве координатора, но не интегратора идей. Следующий этап предполагает самостоятельное написание сценария с учетом лиц, которые участвуют в спектакле. Здесь имеет место коллективная режиссура, которая только частично может корректироваться психологом.

Принципиальное отличие психологического спектакля от психодрамы и социодрамы в том, что участники спектакля не примеряют на себя чужие роли как в социодраме, не выплескивают свои подсознательные чувства и эмоции как в психодраме, а играют "себя" в тех наиболее характерных социальных ситуациях, которые сами же и определили.

На этапе написания сценария и репетиций происходит развитие самого сюжета. Содержание роли может видоизменяться вплоть до последних репетиций. В результате личность пробует проявить себя в новой для него социальной ситуации, но не примерять на себя новые социальные роли, а пытаться найти для себя новую, свою собственную.

Показ спектакль перед зрителями является обязательным, так как оказывает воздействие не только на участников, но и зрителей, их ровесников, что реализуется в ходе дискуссии сразу после спектакля.

Эта технология оказывает воздействие на механизмы социализации и оказывает корректирующее и формирующее воздействие на личность подростков, старшеклассников и студентов.

Проблемы социальной адаптации в условиях улучшенной социальной среды решаются при помощи всего комплекса воздействий, одним из которых является психологический спектакль.