Реконструкция структуры образа "Я" и самоотношения на материале свободных самоописаний

Зотчик Е. Н.

МГУ им. М.В. Ломоносова

Самосознание является сложно-структурированным многоуровневым образованием [3].Прежде всего выделяются 2 компонента: когнитивный (образ "Я") и эмоциональный (самоотношение). Эти компоненты, в свою очередь, рассматриваются как имеющие сложное строение[1,3].

В качестве объекта исследования, нацеленного на выявление структуры образа"Я" и самоотношения, могут быть использованы тексты свободных самоописаний, инициируемые следующей инструкцией: "Опишите себя так, чтобы было понятно, что Вы за человек, что является в Вас наиболее существенным как в личности".

Текст как средство извлечения информации о психологических особенностях его автора используется для решения различных психологических задач. К настоящему времени выделен довольно широкий набор информативных с психологической точки зрения аспектов текста (содержательных и формальных) [4].

Текст свободного самоописания мы рассматриваем как один из видов вербальной презентации образа"Я" и самоотношения [2]. По сравнению с другими ее видами, используемыми при изучении самосознания, (формальные ответы на стандартизованные опросники, неформализованные самоотчеты о реакциях на проективные стимулы и процедуры) свободные самоописания обладают следующими преимуществами: субъект говорит о себе, при этом свободно выбирает темы, сферы жизнедеятельности, психологические характеристики для описания своей личности, использует обственный, а не заданный экспериментатором, язык и стиль речи,самостоятельно структурирует изложение представлений о себе.

Таким образом, тексты свободных самоописаний представляют собой богатый источник информации о феноменальном "Я" субъекта.

Представляется возможной реконструкция структуры образа"Я" и самоотношения, презентируемых в ситуации свободного самоописания.

Эта реконструкция может быть осуществлена следующим образом:

  1. Разрабатывается процедура контент-анализа текстов свободных самоописаний, что предполагает:
    1. выделение в тексте эмпирических индикаторов релевантных основным теоретическим категориям;
    2. выделение индикаторов анализа самоописаний на основании конкретного эмпирического материала;
    3. разработку способа количественной оценки особенностей самоописаний.
  2. С помощью контент-аналитической процедуры обрабатываются тексты самоописаний.
  3. Полученные данные подвергаются процедуре факторного анализа результаты которого и могут интерпретироваться как оси-измерения образа "Я" и самоотношения, задающие их структурные особенности.

Литература:

  1. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система.- М., 1991.
  2. Пантилеев С.Р., Зимачева Е.М. Способы вербальной презентации образа "Я" и самоотношения субъекта.// Психологическое обозрение, 1997, N2 (5).
  3. Столин В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности. Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. - М., 1985.
  4. Современные модели речи и психолингвистики.-М., 1990.