Уровни функционирования психологической защиты личности

Калинина Н. В.

МГУ им. М.В. Ломоносова

В рамках исследования психологической защиты личности возникает проблема раскрытия психологических механизмов, детерминирующих индивидуальный защитный стиль, то есть более или менее устойчивый для данной личности репертуар используемых защитных механизмов. Основным содержанием данного исследования является рассмотрение актуализации защитных механизмов в различных классах жизненных ситуаций и соотнесение полученных результатов с гипотетическими представлениями об уровневом функционировании психологической защиты.

В качестве исходных теоретических предпосылок работы нами принимается сам факт существования психологической защиты, а также результаты исследований, установивших помимо ситуативно актуализируемой защиты наличие устойчивой стратегии использования тех или иных защитных механизмов (К.Леонгард, Е.Т.Соколова и др.). Нами сделано предположение о функционировании психологической защиты на разных уровнях и объяснение защитного стиля как ведущего уровня ее актуализации. Априорно выделяются три уровня, исходя из теоретического представления о строении деятельности и возможных способах переработки травмирующей ситуации:

  1. Инструментальный уровень. На этом уровне происходит бессознательное обозначение фактора как травмирующего и спонтанное отреагирование на него, с минимальной переработкой поступившей информации. К инструментальному уровню нами отнесены все виды вытеснения.
  2. Уровень атрибуций и цели. На этом уровне представлены все возможные способы трансформирования травмирующей ситуации в ситуацию, не затрагивающую личность (проекция, компенсация, рационализация).
  3. Уровень смысловой переориентации. Здесь происходит переосмысление собственной личности в контексте возникшей ситуации, рефлексия, признание в себе различных черт характера. Данный уровень представляет комбинацию механизма интеллектуализации с другими защитными механизмами.

 

Гипотетически функционирование уровней связывается с пластами личности, которые при этом задействуются, а индивидуальные различия касаются соотношения механизмов разных уровней у данного индивида.

На первом этапе исследования стояла задача выяснения степени постоянства индивидуальной защитной стратегии, т.е. зависимости используемых защитных механизмов от типа ситуации и для этого исследована актуализация защитного поведения в трех классах жизненных ситуаций: индивидуальные достижения, межличностное взаимодействие и деловое общение. Для диагностики защитного поведения в этих ситуациях были использованы соответственно методики “Уровень притязаний” (модификация по типу искусственной фрустрации), тест Розенцвейга со специальной инструкцией, активирующей защитное поведение и его модификация - рисуночный тест “Деловые ситуации”.

В исследовании приняли участие 22 испытуемых, из которых у 6 выявилось постоянство стратегии во всех трех классах ситуаций и у 11 - в двух классах и сходной картиной в третьем. Эти результаты могут свидетельствовать о четком выявлении защитных стилей у данных испытуемых.

Следующим этапом был качественный анализ данных, результатом которого стало выделение схожих стилей и создание классификации испытуемых в соответствии со стилями, а также детальное описание характерных особенностей выделенных стилей. После было проведено соотнесение полученных результатов с уровневой моделью. Было выделено четыре класса испытуемых:

  1. Вытесняющие негативисты. Испытуемые данного класса обнаружили преобладание различных видов вытеснения в сочетании с негативистическими тенденциями, иногда агрессивными. Для испытуемых характерна ригидность об достиженческой стратегии, выраженная трудность смены целей и непринятие вины практически во всех ситуациях. В защитной стратегии выявлено преобладание реакций, отнесенных нами к операциональному уровню защиты.
  2. Деловые реалисты. Для представителей этого класса характерно стремление достичь однозначности толкования каждой ситуации и искусственное сужение круга интересов до деловой сферы, в которой они чувствуют себя наиболее комфортно. Им свойственна постановка реальных, достижимых целей и несклонность к фантазированию. В формировании защитной стратегии испытуемые данного класса используют преимущественно защитные механизмы целевого уровня, в наибольшей степени рационализацию и компенсацию.
  3. Рефлексивные мистики. Для этих испытуемых характерна общая стратегия, которую можно условно назвать достижением личностной гармонии через дисгармонию: постоянная самокритика, использование защитной самоиронии в целях предупреждения иронии со стороны окружающих. Эти испытуемые обладают высокой рефлексивностью и повышенным вниманием к личностным качествам других людей. Защитная стратегия данного класса соотносится со смысловым уровнем функционирования психологической защиты.
  4. Эвристичные моралисты. Для испытуемых этого класса характерно рассмотрение своего окружения, в том числе и окружающих людей как вспомогательных средств для разрешения собственных трудностей и использование общественной морали как эвристики в неопределенной ситуации. Показателен высокий уровень притязаний в значимых ситуациях, которые испытуемый старается постоянно держать под контролем. Репертуар представителей этого класса, по нашему мнению, представляет собой комбинацию целевого и смыслового уровней, где целевой выступает ведущим в более субъективно сложных ситуациях, а смысловой - при формировании самооценки.

 

Итак, в ходе исследования были получены данные, подтверждающие гипотезу об уровневом функционировании психологической защиты. Основным выводом, сделанным на основе данного исследования, стал вывод о возможности построения типологии личностей на основе специфики защитного репертуара.

Другое заключение можно сделать, исходя из оценки эффективности предпринимаемых защитных действий и соотнесения ее с ведущим уровнем защиты. Исследование показало, что наиболее эффективная стратегия наблюдается у испытуемых с невыраженным ведущим уровнем психологической защиты, т.е. критерием эффективность может стать широта и разнообразие используемых защитных механизмов.