О взглядах Л. С. Выготского на предмет науки (на материале педологических исследований)

Григорьева А. Н.

Ростовский государственный университет (Ростов-на-Дону)

Пересмотр методологических основ современной психологической науки с особой остротой ставит перед исследователями вопрос о предмете психологии. В свое время Л.С. Выготский указывал, что правильное определение отношения психологии к другим наукам позволит уяснить место психологических явлений в системе явлений объективной действительности, “ибо определить предмет, значит вместе с тем и определить отношение данного предмета к предметам других наук” [4,54]. В этой связи большое значение Выготский придавал решению вопроса об отношении психологии к педологии. Выготский был активным сторонником позиции объективной необходимости создания педологии, полагая, что последняя призвана сыграть важную роль в дальнейшем развитии психологии. По его мнению, изучение психического развития ребенка должно опираться на общие представления о природе детского развития, что составляет главное условие превращения психологии в науку в собственном смысле этого слова. Выработка же общих представлений о природе детского развития есть задача педологии. Между тем известно, что педология как наука прекратила свое существование. В связи с этим возникает вопрос о причинах гибели педологии, причем не идеологических, а внутренних.

Выготский указывает на особое положение педологии в ряду других наук, определяемое спецификой ее предмета. Предмет педологии в широком смысле - ребенок как естественное целое. Однако поскольку научное изучение предмета всегда требует его изменения, “обработки в понятиях” [2,363], перед педологией встает задача разработки научного понятия “целого”, создания “модели” ребенка как целого. При создании этой “модели” Выготский реализует, по нашему мнению, методологическую установку, проводимую им также в области психологии, которую можно определить как стремление к синтезу. Выготский считал необходимым преодолеть расчленение ребенка по сторонам, принятое в научном изучении, и восстановить исходную целостность ребенка как объекта воспитания и обучения. Решение проблемы восстановления целостности возможно, по мнению Выготского, путем осуществления исследований в двух направлениях:

  1. прямое соотнесение разных сторон развития и выявление общих закономерностей детского развития;
  2. ”изучение тех фаз и периодов, через которые проходит детское развитие” [1,42].

 

При этом для объяснения развития “целого” в педологии Выготский использовал, по нашему мнению, модель, применявшуюся им в психологии при исследовании сознания - модель системы. В соответствии с данной моделью ребенок рассматривается как сложная система, составными элементами которой являются частные стороны его развития. Система находится в постоянном изменении. Периоды, проходящие под знаком ведущего развития определенной стороны, образуют качественно своеобразные эпохи развития - возраста. Если говорить о развитии ребенка в целом, то той стороной, которая чем дальше, тем больше занимает ведущие позиции и определяет развитие других, является психическая сторона его развития.

Таким образом, развитие ребенка как целого предстает как процесс превращения его из полуживотного в человека. В этом состоит весь смысл и вся сущность детского развития.

Однако решение проблемы становления человека как сознательного существа - это прерогатива психологической науки. Тем самым оказывается, что педология (если довести понимание целей и задач, провозглашаемых ею до логического конца) как наука не имеет своего предмета. В самой своей основе он совпадает с предметом психологии.

Анализ трудов Выготского позволяет привести некоторые дополнительные аргументы в пользу нашего утверждения:

  1. явно психологический уклон педологических работ Выготского;
  2. ориентация и педологии, и психологии на генетический метод как основной метод науки;
  3. постановка педологией и психологией сходных задач: исследование психического развития с учетом других, связанных с ним сторон, изучение развития ребенка (человека) во взаимодействии с окружающей его средой и др..

 

По мере продвижения педологических исследований вглубь все больше обнаруживается их психологический характер. Таким образом, мы приходим к заключению: как самостоятельная наука педология оказалась несостоятельной.

Литература:

  1. Л.С.Выготский. Антология гуманной педагогики, - М.: Издат. Дом Шалвы Амонашвили,1996.
  2. Л.С.Выготский. Собр. соч. в 6-ти т., - М.: Педагогика,1982. -Т.1.
  3. Л.С.Выготский. Педология подростка, -М.: Изд. БЗО при педфаке 2-го МГУ,1929.
  4. Л.В.Горюнова, О.А.Горюнова, О.Л.Литвина. Наука о развивающемся ребенке, - М.: Педагогика,1990.