Подготовка молодежи к семейной жизни в условиях улучшенной социальной средыСтанева Н. Б.Курский государственный педагогический университетПоложение молодежи в обществе, тенденции и перспективы ее развития представляют для общества большой интерес и практическое значение, прежде всего потому, что они определяют его будущее. Здесь существенное место занимают отношение молодежи к браку и семье как основной ячейке общества. Устойчивость брачно-семейных отношений зависит от готовности молодых людей к семейной жизни, где готовность к браку понимается как система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально положительное отношение к семейному образу жизни. Особое значение готовность к браку приобретает на современном этапе развития общества, когда число браков "де-факто" увеличивается по сравнению с числом заключенных браков. Здесь наблюдаются особенности социальных установок и мотивов, которые сформировались у молодежи относительно недавно под воздействием изменившихся социальных условий и норм. Тем не менее, исследование ценностных ориентаций учащейся молодежи г. Курска на протяжении последних четырех лет показывает, что семья остается основной ценностью для молодежи. При этом рассматривается как семья родителей, в которую они входят, так и их собственная будущая семья. Существенное место в представлении молодежи о будущей семье занимают ролевые ожидания, где наблюдается смещение ролей или отказ от их распределения. В последнее время (1997-1998 гг.) характерно выдвижение женщины на ведущую роль в семье. С другой стороны, отсутствует реальное представление о том, в каких сферах муж и жена могут проявить свое главенство. При создании идеального образа семьи и, прежде всего своей собственной, в качестве основных ценностей называются взаимопонимание, любовь, гармония в отношениях, успешный секс и наличие детей. При этом, существует большой круг социальных и психологических факторов, которые вызывают сомнение в возможности успешного создания и функционирования молодой семьи. С целью помощи в социальной адаптации и готовности к браку в Центре "Вертикаль" (улучшенная социальная среда типа "социальный оазис") для старшеклассников и студентов осуществляется программа подготовки к семейной жизни, которая реализуется психологической службой Центра. Содержание программы определяется социально-психологическим запросом, который выявляется в ходе социально-психологического мониторинга, который проводится два раза в год в масштабах города. Реализация программы создает условия для получения психологических знаний и навыков, которые необходимы для организации оптимального межличностного общения и взаимодействия. Одной из форм реализации программы является проведение "Дня семьи", который в той или иной степени затрагивает все стороны семейных отношений. Формы проведения видоизменяются в соответствии с социальными запросами молодежной среды, но основные элементы сохраняются постоянно. К ним относятся: способность планировать бюджет семьи; решение конфликтных ситуаций; практические навыки в домашних делах; знание особенностей мужской и женской психологии; отношение к вещам и одежде; способность вербально выражать эмоции (объяснение в любви). Программа подготовки является многосторонней и предусматривает приобретение знаний и навыков на теоретическом, практическом и эмоциональном уровне. "День семьи" остается одним из самых ярких воспоминаний смены и является одним из этапов подготовки молодежи к семейной жизни, которая осуществляется в рамках городской молодежной политики. Результаты реализации программы показывают, что молодые люди ищут в семье своих родителей поддержку и опору в процессе социализации, а свою будущую семью готовы строить на основе гуманистических и нравственных принципов, но испытывают при этом огромный недостаток в психологических знаниях и умениях. |