Распознавание лжи и искренности во время коммуникации (экспериментальное исследование)Павлова Е. Н.МГУ им. М.В. ЛомоносоваВ повседневной жизни мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда один человек пытается ввести в заблуждение другого, преподнося ложную или утаивая правдивую информацию. Изучение столь распространенного психологического явления, как ложь, могло бы иметь высокую практическую ценность. Тем не менее отечественных исследований на эту тему очень мало, а попытки теоретического описания этой проблемы относятся к началу века. Целью проведенного нами экспериментального исследования являлось изучение процесса диагностики лжи/искренности во время коммуникации. Мы рассмотрели такую сторону этого процесса, как успешность распознавания лжи и искренности наблюдателем. Были выдвинуты следующие гипотезы:
В ходе описываемого исследования наблюдатели оценивали правдивые и ложные сообщения, записанные на видеопленку. Варьировались две независимых переменных. Первая - наличие/отсутствие задаваемых коммуникатору по ходу сообщения вопросов. Вторая независимая переменная - знакомство коммуникатора и человека, оценивающего сообщение. Эта переменная варьировалась наличием знакомой и незнакомой групп. Всего в эксперименте принял участие 21 испытуемый, каждый из них оценил 18 эпизодов. Были получены два рода данных. Во-первых, это оценки наблюдателями сообщений в сочетании с отчетом коммуникаторов о лжи/искренности своих сообщений. На основании этих данных мы осуществили подсчет числа успешных распознаваний лжи/искренности для разных экспериментальных условий, и статистическую проверку полученных различий (по критерию Стьюдента). Во-вторых, это отчеты наблюдателей о тех признаках в поведении коммуникатора, которыми они пользовались при оценке лжи/искренности в каждом конкретном случае. Качественные данные анализировались методом контент-анализа. Мы проанализировали частоту упоминаний различных признаков в знакомой и незнакомой группах, а также успешность использования того или иного признака. Для проверки значимости выявленных тенденций мы использовали критерий хи-квадрат. Проанализировав полученные данные, мы можем сделать следующие выводы:
|