Диагностические приемы исследования уровня развития понятий

Ничипоренко Н. П.

МГУ им. М.В. Ломоносова

Понятие представляет собой необходимый элемент знания и по своей структуре образует сложную систему. Более того, многие психологические понятия являются механизмом рефлексивных процессов. Однако свою рефлексивную функцию способно реализовать только такое понятие, которое усвоено не только на уровне значения, но и наполнено смыслом, т.е. только тогда, когда понятие представляет собой осмысленное значение.

В психологии достаточно много работ посвящено изучению процесса формирования понятия (Н. Ах, Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов и др.). Не менее важным представляется направление исследований, в котором предметом изучения будет выступать не столько процесс развития понятия, сколько диагностика уровня его развития. В контексте психологической подготовки к будущей профессиональной деятельности студентов педагогических вузов формирование системы психологических понятий выступает одной из основных задач обучения.

Характерной чертой многих психологических понятий является их нестрогость с точки зрения классической математики и формальной логики. Такие понятия, не обладающие ясным, четко определенным содержанием и резким объемом, носят название размытых, нестрогих понятий (В.И. Свинцов). При изучении психологии студенты в учебной литературе встречают множество описательных определений одного и того же понятия, в которых отсутствует иерархия существенных и несущественных признаков и которые, как правило, отражают отдельные стороны определяемого объекта или явления.

Л. Заде в качестве средства математического моделирования неопределенных понятий использует понятие нечеткого множества. Существенным признаком нечеткого множества является размытость его границ, что означает возможность принадлежности одного и того же объекта к различным классам.

Одним из методических приемов диагностики уровня развития понятия может служить задание на определение понятия. Однозначным и единственным индикатором уровня развития понятия умение формулировать определение, очевидно, не является. Однако, любая попытка дать определение понятию так или иначе актуализирует в сознании субъекта определенное семантическое пространство, содержащее определяемое понятие. Структуру такого семантического пространства на начальных стадиях развития понятия образует множество размытых, слабо структурированных родовидовых признаков определяемого понятия, рядоположенные понятия, а также взаимосвязи между ними. При этом характер отношений между элементами семантического пространства является наиболее информативным показателем уровня развития понятия. Л.С. Выготский, выделяя этапы в развитии понятий, ведущее значение придавал именно характеру связей, составляющих основу объединения и обобщения объектов, отражающихся в понятии. На основе теории развития понятий Л.С. Выготского созданы оригинальные приложения кластерного анализа к процессу формирования понятий (В.Ю. Крылов, Т.В. Острякова). Логично предположить, что на разных этапах своего развития понятие описывается вполне определенным по содержанию и структуре семантическим пространством, которое обнаруживается в определении.

Прием построения определения нестрогого научного понятия может служить не только средством диагностики его уровня развития, но и одним из главных приемов формирования такого рода понятий. Структуру процесса усвоения реального понятия образует единство двух компонентов: означения и осмысления содержания понятия. Первичным является процесс усвоения значения понятия, которое представляет собой “отражение действительности, выработанное человечеством и зафиксированное в форме понятия, знания или умения” (А.Н. Леонтьев). Значение существует объективно, независимо от субъекта. В противоположность этому смысл – категория субъективная, не существующая вне личности.

Присваивая то или иное общественно выработанное значение, выраженное в понятии и зафиксированное в определении, субъект осуществляет внутреннюю деятельность, продуктом которой являются индивидуальные значения и личностный смысл (В.Ф. Петренко), а основным элементом ее содержания - собственные действия субъекта.

В системе существующего высшего педагогического образования представляются реальными следующие механизмы “осмысления значений” психологических понятий:

  1. Посредством реализации приема построения определения понятия, суть которого состоит в следующем. Имея перед собой множество определений одного и того же понятия, взятых из научной и учебной литературы, студенты совместно с преподавателем выполняют следующие действия: 1) выписывают из предложенных определений понятия, обозначающие ближайший род определяемого понятия; 2) из образовавшейся группы выбирают понятие, наиболее точно и адекватно отражающее ближайший род; 3) выписывают из множества определений все признаки определяемого понятия; 4) из образовавшейся группы признаков отбирают существенные. Разумеется, подобные действия должны предваряться ознакомлением студентов с логической структурой определения и разъяснения ряда сопутствующих понятий (род, вид, ближайший род понятия, видовые признаки понятия, существенные и несущественные признаки); знания такого рода, обычно излагаемые в курсе логики, создают достаточно полную ориентировочную основу действия по конструированию определения любого понятия.
  2. Посредством использования психологических понятий для описания и анализа явлений окружающей действительности. Осуществление такого рода действий, как правило, происходит 1) в аудиторных формах работы в процессе решения психологических задач; 2) в условиях педагогической практики в ходе развернутого исследовательского действия, содержанием которого является психологическое изучение личности школьника; 3) в процессе выполнения студентами курсовых и дипломных работ, в условиях студенческой научной работы (А.Э. Штейнмец).
  3. Посредством использования психологических понятий для описания и анализа явлений собственной внутренней (психической) и внешней (предметной) деятельности. Именно эта группа действий детерминирует рефлексивные механизмы функционирования психологических понятий в индивидуальном сознании и предполагает рефлексию собственной учебной деятельности, черт своей индивидуальности, особенностей общения, характера эмоциональных переживаний и множества других психических явлений.

В системе психологической подготовки будущих учителей, когда весьма ограниченное количество учебных часов, отведенных на психологические дисциплины и на педагогическую практику ставит под сомнение возможность формирования полноценных и продуктивно функционирующих научных психологических понятий, использование в системе семинарско-практических занятий приема построения определения оказывается весьма эффективным и вызывает положительный эмоциональный отклик у студентов.