Исследование структуры подростковой тревожности

Слепак К. Б.

МГУ им. М.В. Ломоносова

Целью данного исследования является выделение и изучение основных факторов, влияющих на подростковую тревожность. При этом тревожность может проявлять себя в самых разных областях и сферах жизни.

Методикой измерения личностной тревожности мы избрали опросник Спилбергера - Ханина.

Для конкретизации причин и источников подростковой тревожности нами был создан опросник, содержащий 96 утверждений, касающихся состояний подростков и их отношений к различным жизненным сферам (стандартизованный на выборке 160 человек). Опросник затрагивал основные сферы жизни подростка: “друзья”, “отношения с противоположным полом”, “уровень материальной обеспеченности”, “школа”, “родные”, “вредные привычки”, “внешность”, “религиозные представления”, “актуальные потребности”, “отношение к будущему и прошлому”. Для выяснения отношения к утверждениям была выбрана четырехбалльная шкала ответов: 1 - нет; 2 - скорее нет,чем да; 3- скорее да, чем нет; 4 - да.

Предполагалось, что жизненные сферы и отношения подростков будут иметь разный уровень связи с тревожностью. Путем анализа таких утверждений и выделения наиболее значимых связей, можно построить иерархию причин тревожности.

В качестве испытуемых выступали подростки микрорайона Братеево города Москвы 14-17 лет. Общая величина выборки - 178 человек.

Результаты обрабатывались с использованием статистического пакета SPSS. Проводилось коррелирование каждого из 96 утверждений опросника с уровнем тревожности, рассчитанным по Спилбергеру - Ханину. Использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена. После этого проверялась значимость полученных корреляций. Значимые корреляции ранжировались по величине. После этого проводился факторный анализ по методу главных компонент. Группы шкал, составляющих каждый из полученных факторов, расценивались как несущие особенную аффективную нагрузку для подростка и являлись истинными источниками тревожности.

Таким образом, мы получили значимые корреляции с некоторыми пунктами опросника, которые сгруппировали в блоки по смыслу. Мы смогли выделить основные источники подростковой тревожности в виде следующих блоков:

  • Одиночество или ощущение ненужности, например утверждения: “Мне бывает одиноко”, “Иногда я чувствую себя никому не нужным”;
  • Отношения с друзьями, бесцельность времяпрепровождения и отсутствие интересов: “Я иногда испытываю страх в компании друзей”, “У меня бывают конфликты с друзьями”;
  • Ощущение беспомощности: “Я нуждаюсь в защите и опоре”, “Мне надо чтобы мною руководили”;
  • Внешность: “Я стесняюсь своего тела”, (-) ”Я вполне удовлетворен своей внешностью” (этот пункт имеет отрицательную корреляцию с тревожностью);
  • Конфликтные отношения взрослых, то есть те ситуации, в которых сам подросток не принимает непосредственного участия: “Мои родственники часто ссорятся”, “Мои родители часто пьют”.

Проведенное нами исследование представляет не только теоретическую ценность, но и имеет практические пути реализации: разработка проблемно-специфического тренинга по изживанию тревожности, корректировка работы различных Центров по делам молодежи и т.д.

В своем исследовании, исходя из предположения, что различные жизненные сферы и отношения подростков имеют разный уровень связи с тревожностью, мы смогли изучить и построить иерархию источников подростковой тревожности.