Экспериментальное исследование систем представлений о других людяхДоценко Е. В., Михеев Ю. А.Санкт-Петербургский государственный университетПредставления человека об окружающей его действительности являются важнейшим фактором, определяющим его отношения и особенности взаимодействия с этой реальностью. В работах А.Н.Леонтьева неоднократно подчеркивалось, что представления человека взаимосвязаны и образуют целостный “образ мира”[1]. Метафорически описывая структуру образа мира, Леонтьев писал о том, что кроме пространственных и временных составляющих, в образе мира важнейшее место занимают значения. Представления о других людях являются одной из важнейших частей образа мира, они выполняют функции регуляции совместной деятельности и опосредуют восприятие других людей. Все выше сказанное говорит о важности проблематики исследования представлений и особенностей, которые отличают системы представлений различных людей. В 1997 году на факультете психологии СПбГУ нами было проведено экспериментальное исследование систем представлений о другом человеке. В качестве испытуемых в нем принимали участие студенты 3-го курса названного факультета (25 чел.). Им предлагалось произвести свободную классификацию людей перечисленных в списке: в список входили сами испытуемые и некоторые их сокурсники, не принимавшие участия в эксперименте (всего 37 чел.). Полученные классы испытуемые сначала называли, и затем относили объект “Я” и “не-Я” (“полная моя противоположенность”) к одному из выделенных ими классов. В результате процедуры было получено множество классификаций и их описаний. Кроме того, все участники эксперимента (37 чел) были опрошены с помощью личностного опросника 16PF (форма А). Обработка результатов проводилась по двум схемам:
Далее анализировались взаимосвязи между выделенными объективированными и субъективированными факторами различий и измеренными с помощью 16PF личностными свойствами объектов - субъектов. Выяснялись также и связи, возникающие между двумя этими системами факторов. Всего на этапе 1 было выявлено 9 измерений, характеризующих особенности восприятия объекта группой, для которых затем рассчитывались меры корреляций с факторами 16PF. В результате выяснилось, что пять из девяти измерений значимо коррелируют с факторами 16PF (p<0.05): 1-ое с Q3; 2-ое с -O; 6-ое с N; 7-ое с -H,N; 9-ое с -F,G,Q3. Из этих результатов видна специфика соотношения модели личности Кеттела (16PF) и системы представлений студентов друг о друге. Четыре из девяти измерений не коррелируют ни с одним из факторов 16PF, и, скорее всего, отражают характеристики объектов восприятия не проявленные в факторной модели личности Кеттела (возможно эти характеристики связанны с местом объекта восприятия в групповой структуре, особенностями интеллекта). На этапе 2 было выявлено 6 факторов, характеризующих различия субъектов восприятия, для которых затем также рассчитывались меры корреляций с факторами 16PF. В результате получилось, что пять из шести факторов значимо коррелируют с факторами 16PF (p<0.05): 1-ый с C,H,L,Q1; 2ой с C, 3-ий с Е,-G; 4-ый с Q3, 6-ой с -B,H,-I,Q2. Как видно из этих результатов, факторы, характеризующие особенности индивидуальных систем представлений, находятся в сложных взаимосвязях с личностными чертами выделенными Кеттелом. Это можно интерпретировать как наличие сложных опосредованных связей между особенностями личности и особенностями системы представлений. При расчете мер корреляций факторов, выявленных на этапах 1 и 2, выявилась связь 1-го (этап 1) и 4-го (этап 2) факторов. Оба эти измерения значимо связанны с фактором Q3, который характеризует внутренний самоконтроль поведения, и оба, следовательно, отражают как поведенческие проявления, так и представления человека о других. Другой значимой связью является связь 4-го (этап 1) и 1-го (этап 2) измерений. Общих для них обоих связей с факторами 16PF не наблюдается: в то время как 1-ый (этап 2) фактор связан сразу со многими из них, 4-ый (этап 1) - ни с одним. Это может говорить о том, что испытуемые оценивают некое качество объектов восприятия, которое либо может быть связанно с какими-то другими качествами объектов восприятия (интеллект, место в группе и др.), либо характеризует исключительно особенности системы представлений субъектов. Литература:
|