Исследование дружбы детей младшего школьного возрастаМохов В. А.МГУ им. М.В. ЛомоносоваПроблема отношений детей со сверстниками достаточно широко освещена в психологических исследованиях различного направления, однако наиболее близкие – дружеские отношения практически не исследованы. В особенности это относится к младшему школьному возрасту, где в центре внимания находится ведущая в данном возрасте учебная деятельность, а в области отношений со сверстниками – отношения сотрудничества и партнерства в учении (Д.Б. Эльконин, Г.А. Цукерман). Однако "жизнь ребенка в каждый период многогранна, и деятельности, посредством которых она осуществляется, многообразны" (Д.Б. Эльконин). Нельзя недооценивать значение близких личных отношений в психическом развитии ребенка любого возраста. Построение интимно-личностных отношений в подростковом возрасте должно опираться на определенные психологические механизмы, формирующиеся в младшем школьном возрасте. В своей работе мы в первую очередь опирались на периодизацию психического развития, разработанную Д.Б. Элькониным и на его представления о периодичной смене ведущей роли мотивационно-потребностных и операционально-технических деятельностей.
Цель – исследование дружеских отношений детей младшего школьного и предподросткового возраста, их возрастной динамики через представления самих детей о дружбе и друге.
Задачи.
Методики. Для реализации поставленных задач нами была разработана анкета "Дружба", включающая в себя вопросы об обычных занятиях с другом, о причинах дружбы, о ссорах друзей, о значении дружбы вообще. Также использовалась рисуночная проективная методика "Я и мой друг". В исследовании участвовало 80 детей в возрасте 6,5-13 лет (1-6 классы средней школы). Анализ возрастных различий проводился между детьми младшего школьного (6,5-10 лет) и предподросткового (11-13 лет) возрастов (“младшая” и “старшая” группы соответственно). Результаты.
Анализ ответов детей позволил сделать вывод о том, что отношения дружбы реализуются в определенной совместной деятельности детей. В младшем школьном возрасте такой деятельностью в основном является игровая (в широком смысле этого слова) деятельность. В предподростковом возрасте спектр совместной деятельности становится шире, и на первый план выступают отношения общения с другом в контексте различных видов деятельности. Игра сохраняет свое значение, однако ее содержание трансформируется от собственно игры дошкольного возраста к эмоционально-личностному общению подросткового возраста. Анализ показал, что с возрастом происходит постепенное изменение значимых для дружбы характеристик друга от внешних и операциональных к внутренним и личностным. б) Вопрос "Почему он дружит с тобой?" позволил нам разделить представления детей о значимых для дружбы качествах в другом и в себе самом, т.е. выделить соответствующий аспект “зеркального Я” ребенка. Вопрос вызывал у детей недоумение и ответ на него был для них чрезвычайно труден. Если на вопрос "Почему ты с ним дружишь?" все дети смогли ответить содержательно, то на рассматриваемый вопрос достаточно большое количество детей (15% для младшей группы и 16% - для старшей) давали ответ "не знаю". Несмотря на то, что в младшем школьном возрасте "зеркальное Я" активно формируется на базе внешних оценок взрослого, полученные данные свидетельствуют о том, что и к предподростковому возрасту это образование недостаточно развито для того, чтобы судить о представлениях другого о собственных индивидуальных качествах. в) Группа вопросов, относящихся к ссоре, была введена в методику для разведения плана отношений и плана поведения друзей. Мы считаем, что ссора – нарушение как минимум поведенческого плана взаимодействия детей. Сохраняются ли при этом отношения? В ответах на вопросы старшие дети чаще маленьких признают, что ссорятся со своими друзьями, и чаще утверждают, что это не разрывает дружеских отношений. Ответы на вопрос о причинах ссор мы, так же, как в случае с причинами дружбы, расположили в порядке возрастания разницы между детьми старшей и младшей групп. Анализ полученных групп высказываний показал, что младшие дети чаще употребляют категории поведенческого плана (не играет, дерется и т.п.), а старшие – склонны либо вообще снижать значимость ссор (по пустякам, что-то не поделили), либо говорить о более-менее конструктивных причинах в области поведения (споры и несогласия). Анализ этих данных позволил сделать вывод о том, что у детей младшего школьного возраста дружеские отношения еще не сформировалось в полной мере, они ограничены внешним, поведенческим аспектом; для детей предподросткового возраста собственно отношение к другу выступает как достаточно стойкая привязанность, в отношениях преобладает эмоционально-личностный аспект. Развитие дружеских отношений в большой степени является развитием устойчивой привязанности, связи между друзьями, и ее осознанием. г) Анализ ответов на вопросы об общем значения дружбы позволил сделать вывод о том, что старшие дети, в отличие от младших, выделяют категорию дружбы как самостоятельно значимую и ценную для себя (друг нужен, чтобы дружить; если бы его не было, было бы очень плохо и т.д.). Заключение. В младшем школьном возрасте отношения дружбы наиболее реализуются в контексте игры, но ее психологическое содержание сильно изменяется с возрастом. Для самых младших детей (6,5-7 лет) друг выступает только как партнер по игре. На протяжении младшего школьного возраста происходит постепенное выделение, развитие и упрочение собственно дружеских отношений, и игра остается лишь деятельностью, в контексте которой эти отношения развертываются. Основным содержанием развития дружбы в этом возрасте является формирование стойкой привязанности к сверстнику с участием эмоциональных и личностных компонент, а также осознание этой привязанности. В этом смысле дружба ребенка этого возраста подготавливает его к следующему, предподростковому возрастному периоду, в течение которого интимно-личностное общение играет роль ведущей деятельности. Проведенный анализ позволяет утверждать, что возникновение и развитие дружбы может рассматриваться в качестве одного из звеньев, обеспечивающих целостность развития эмоционально-личностной сферы при переходе от дошкольного к младшему школьному и далее к подростковому возрасту. Основной гипотезой, которую позволили выдвинуть полученные данные в свете представлений о центральных психологических механизмах и образованиях младшего школьного и предподросткового возрастов, является утверждение о том, что среди важнейших предпосылок формирования интимно-личностного общения и отношений подросткового возраста, в младшем школьном возрасте происходит становление функции оценивания сверстника как средства установления межличностных отношений. Эта гипотеза является основой для последующего исследования, в котором она должна быть разработана и проверена экспериментально. |