Образ Я и внутренняя картина болезни подростков с врожденными пороками сердцаСултанова А. С.МГУ им. М.В. ЛомоносоваПсихосоматическое направление является в настоящее время одним из самых интенсивно развивающихся направлений клинической психологии. Все больше исследователей обращаются к проблеме психосоматических явлений, в том числе - к проблеме влияния соматической болезни на психическую деятельность человека. Особенно актуальным в этой области становится изучение самосознания больного человека: его самооценки, отношения к себе, внутренней картины болезни. С другой стороны, не менее актуальной является проблема развития личности ребенка, подростка в условиях соматического заболевания. В нашем исследовании объединены обе эти проблемы. Предмет данного исследования - особенности образа Я и внутренней картины болезни подростков, развивающихся в условиях тяжелого соматического заболевания - врожденного порока сердца (ВПС). Актуальность темы определяется также достаточно высокой распространенностью ВПС - около 8 на 10000 родившихся детей (Н. А. Белоконь, В. П. Подзолков. Врожденные пороки сердца. - М., 1991). Особенности психического развития детей с ВПС исследовались во многих работах как отечественных, так и зарубежных авторов, однако вопрос о развитии самосознания этих больных и об особенностях субъективного отражения ими своего заболевания остался вне поля зрения исследователей. В нашем исследовании была также поставлена задача рассмотреть взаимосвязь между образом Я и внутренней картиной болезни (ВКБ) больных подростков. Можно предложить два пути исследования вопроса о взаимоотношениях ВКБ и образа Я:
Вероятно, возможен и “коррекционный” путь: например, используется какой-нибудь прием для изменения ВКБ (допустим, больному дается дополнительная информация о его заболевании), а затем диагностируются изменения образа Я. В нашей работе мы реализовали второй из предложенных типов исследований, обследовав больных с врожденным заболеванием. В исследовании приняли участие 74 человека. Основную группу испытуемых составили 24 подростка с легкими (бледными) и тяжелыми (синими) пороками сердца (10 мальчиков и 14 девочек) в возрасте от 11 до 17 лет. В контрольную группу вошли 50 здоровых подростков (20 мальчиков и 30 девочек) того же возраста. Использовались следующие методы: модифицированная методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн, методика исследования самоотношения С. Р. Пантилеева, “Рисунок несуществующего животного”, “Незаконченные предложения”, рисунок “Моя болезнь”, беседа. Результаты исследований показали, что образ Я подростков с ВПС отличается рядом особенностей по сравнению с образом Я здоровых подростков. Для подростков с ВПС младшей возрастной группы (11 - 13 лет) характерно:
Для подростков с ВПС старшей возрастной группы (14 - 17 лет), помимо перечисленных особенностей образа Я характерны также тенденция к самообвинению, интрапунитивности, зависимость категории “Счастье” от категории “Здоровье” (что неблагоприятно для успешной социальной адаптации больных); в оценке “Я глазами родителей” проявляется противоречие между стремлением подростков к самостоятельности и родительским отношением. Образ Я подростков с тяжелыми, синими пороками сердца имеет ряд особенностей по сравнению с образом Я подростков с бледными ВПС. В частности, у подростков с синими ВПС снижены чувство симпатии по отношению к себе и оценка ожидаемого чувства симпатии со стороны других. Их образ Я менее позитивен, чем образ Я больных с бледными ВПС, им свойственна более сильная тенденция к самообвинению, несколько снижена “идеальная” самооценка. У большинства подростков с ВПС имеется нарушение осознания болезни, многие из них высоко оценивают себя по шкале “Здоровье”. По особенностям содержания внутренней картины болезни, по степени соответствия этого содержания объективным данным можно выделить следующие группы подростков с ВПС:
Содержание внутренней картины болезни и особенности ее формирования не зависят от объективной тяжести заболевания, а определяются, в основном, такими факторами, как: особенности детско-родительских взаимоотношений, возраст больного, а также наличие или отсутствие у подростка интероцептивных ощущений, связанных с болезнью и означенных как болезненные. Особенности ВКБ, ее содержание взаимосвязаны с представлениями подростков о себе. Неадекватной, крайне бедной ВКБ соответствует мистифицированный образ Я, характеризующийся некритичностью по отношению к своим возможностям, завышенным уровнем притязаний. Для подростков с бедной ВКБ, оценивающих болезнь как временное препятствие, характерно слипание “идеального Я” с “будущим Я”, сверхактуализация будущего. Фиксация на болезни связана с принятием подростком точки зрения родителей на себя, “эхо-самооценкой”. В заключение следует отметить, что необходимо дальнейшее проведение исследования с целью выяснения специфичности полученных результатов для данной группы больных (по сравнению с больными с другой патологией), а также для создания программы комплексного психокоррекционного воздействия и оказания психологической помощи подросткам с врожденными пороками сердца. |