Рисуночная методика "Я и мой друг" в исследовании дружеских отношений детей младшего школьного и предподросткового возраста

Чепурина Е. Е.

МГУ им. М.В. Ломоносова

Цель нашей работы - исследование особенностей представлений о друге и дружбе в младшем школьном и предподростковом возрасте.

Дружба, близкие отношения со сверстниками, играют важную роль в жизни каждого ребенка, развитии его личности, но на настоящий момент она достаточно мало изучена (Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова, Р. Селман). Исследование дружеских отношений младших школьников осложняется тем, что у детей этого возраста еще не развита рефлексия, и в этом случае трудно использовать традиционные методики, требующие от ребенка словесного отчета. В целях преодоления этой трудности в работе была предпринята попытка разработки новой методики для исследования представлений младших школьников о друге и дружбе - проективной графической методики “Рисунок “Я и мой друг””.

Целью исследования было изучение особенностей представления о друге и дружбе в младшем школьном возрасте путем анализа рисунков детей на тему “Я и мой друг”. В связи с этим были сформулированы следующие задачи:

  1. Разработка и апробация проективной рисуночной методики “Я и мой друг”.
  2. Выявление возрастной динамики развития представлений о друге и дружбе в младшем школьном и предподростковом возрасте.
  3. Исследование особенностей выполнения рисунка “Я и мой друг” детьми, испытывающими трудности общения со сверстниками (с низким социометрическим статусом)

Исследование проводилось на учениках одной из московских школ, младших школьниках (28 человек с 6,5 до 10 лет) и предподростках (47 человек с 10,5 до 12 лет), всего 75 испытуемых.

В зависимости от возраста детей исследование проводилось в индивидуальном (младшие школьники) или групповом (предподростки) варианте. В индивидуальном варианте детям предлагался стандартный лист бумаги и набор цветных карандашей или фломастеров, давалась следующая инструкция: “Нарисуй, пожалуйста, рисунок на тему “Я и мой друг”. Меня не интересует качество твоего рисунка - мне важно, что ты на нем нарисуешь”. На все уточняющие вопросы ребенка мы отвечали повторением инструкции: “Это должен быть рисунок на тему “Я и мой друг”.

В случае группового проведения инструкция давалась следующим образом: “Ребята, у всех вас есть друзья, у кого-то они в классе, у кого-то во дворе или в деревне. Нарисуйте рисунок на тему “Я и мой друг”, можете нарисовать на нем все, что хотите о себе и своем друге или подруге”.

Рисунки детей анализировались по следующим показателям:

  • формальные характеристики (степень заполнения пространства листа; наличие барьеров; характеристики линии; наличие интерьера; преобладание изображения людей или интерьера);
  • содержательным характеристики (количество персонажей; присутствие автора; присутствие друга; присутствие посторонних персонажей; сохранение темы друга; наличие совместной деятельности; наличие действий или символов, указывающих на близость с другом; идентификация с другом; эмоциональное отношение автора к другу).

Таким образом при оценке рисунков были использованы как традиционные параметры анализа проективных детских рисунков, так и параметры, заданные самой темой исследования.

Анализ особенностей возрастных различий рисунков на тему “Я и мой друг” позволил выделить три основных тенденции.

Во-первых, это тенденция к изменению содержания рисунка при переходе от младшего школьного к предподростковому возрасту. Это выступает в постепенном исчезновении на рисунках детей всех второстепенных деталей и центрации на изображении двух основных персонажей: автора и его друга. На рисунках младших детей большое внимание уделяется подробному изображению деталей интерьера, а круг изображаемых лиц весьма широк и выходит далеко за пределы заданной темы, сам автор или его друг нередко отсутствуют. На рисунках старших детей, напротив, изображены, как правило, только два человека – автор и друг.

Во-вторых, прослеживается тенденция к все большей эмоциональной выразительности рисунка и возрастанию степени личностной включенности автора, переходу к изображению не просто двух человек, а скорееотношений между друзьями. Сюда же следует отнести тот факт, что на рисунках старших детей барьеры между друзьями встречаются чаще, чем на рисунках младших. Из этого можно сделать вывод о большей значимости для старших детей эмоционально-личностных отношений, о нарушении которых свидетельствуют барьеры на рисунке.

В-третьих, в рисунках старших детей гораздо чаще, чем в рисунках младших, встречаются указания на близость с другом, идентификацию с ним.

Полученные результаты свидетельствуют о развитии дружеских отношений детей по линии перехода от совместной игровой деятельности к эмоционально-личностному взаимодействию с другом, становлению эмоционально-личностных отношений между друзьями, в которых личность друга и свои личностные качества становятся предметом активной ориентировки младшего школьника.

В ходе исследования было выявлен индивидуальный характер изменения таких параметров, как “степень заполнения”, "наличие барьеров" и "характеристика линии". Дальнейшие исследования могут дать возможность применять анализ этих параметров для индивидуальной диагностики дружеских отношений.

Сравнительный анализ особенностей выполнения рисунка “Я и мой друг” младшими школьниками с низким и высоким социометрическим статусом выявил ряд существенных различий. Дети с нормальными отношениями в группе сверстников (с благополучным социометрическим статусом) уделяли большее внимание изображению себя и друга, не прорисовывая внешние детали ситуации. Статистический анализ полученных различий в рисунках детей с высоким и низким социометрическим статусом подтвердил значимое различие (на уровне ошибки 0,001) по параметру “наличие интерьера”.

Таким образом можно сделать вывод о наличии зависимости между присутствием в рисунке изображения интерьера и социометрическим статусом ребенка, выражающим благополучие его отношений со сверстниками. Дети, у которых не сложились отношения в коллективе сверстников, уделяют большее внимание к изображению деталей интерьера и меньшее внимание изображению самого друга и отношений с ним.

На основании результатов проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

  1. От младшего школьного к предподростковому возрасту происходит переход от изображения внешней стороны дружеских отношений (совместная деятельность, детали обстановки, присутствие посторонних лиц) к изображению собственно отношений с другом (центрация внимания на портретном изображении друга, признаки идентификации с другом, высокая эмоциональная насыщенность рисунка). Таким образом, можно судить о наличии тенденции к исчезновению с возрастом на рисунке всех посторонних деталей, о развитии представлений о дружбе и друге от партнерства по совместной деятельности и развлечениям, до личностно-ориентированного общения, т.е. переориентации с внешней стороны ситуации взаимодействия на сферу взаимоотношений друзей.
  2. Существует возможность применения методики не только в исследовательских целях, но и для индивидуальной диагностики дружеских отношений ребенка в практике консультирования. Подробная разработка такой диагностической процедуры может стать задачей отдельного исследования.
  3. Полученные результаты свидетельствуют о значительных различиях в изображении друга у детей с высоким и низким социометрическим статусом. Эти данные являются еще одним подтверждением в пользу возможностей использования разработанной рисуночной методики “Я и мой друг”.