Рисуночная методика "Я и мой друг" в исследовании дружеских отношений детей младшего школьного и предподросткового возрастаЧепурина Е. Е.МГУ им. М.В. ЛомоносоваЦель нашей работы - исследование особенностей представлений о друге и дружбе в младшем школьном и предподростковом возрасте. Дружба, близкие отношения со сверстниками, играют важную роль в жизни каждого ребенка, развитии его личности, но на настоящий момент она достаточно мало изучена (Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова, Р. Селман). Исследование дружеских отношений младших школьников осложняется тем, что у детей этого возраста еще не развита рефлексия, и в этом случае трудно использовать традиционные методики, требующие от ребенка словесного отчета. В целях преодоления этой трудности в работе была предпринята попытка разработки новой методики для исследования представлений младших школьников о друге и дружбе - проективной графической методики “Рисунок “Я и мой друг””. Целью исследования было изучение особенностей представления о друге и дружбе в младшем школьном возрасте путем анализа рисунков детей на тему “Я и мой друг”. В связи с этим были сформулированы следующие задачи:
Исследование проводилось на учениках одной из московских школ, младших школьниках (28 человек с 6,5 до 10 лет) и предподростках (47 человек с 10,5 до 12 лет), всего 75 испытуемых. В зависимости от возраста детей исследование проводилось в индивидуальном (младшие школьники) или групповом (предподростки) варианте. В индивидуальном варианте детям предлагался стандартный лист бумаги и набор цветных карандашей или фломастеров, давалась следующая инструкция: “Нарисуй, пожалуйста, рисунок на тему “Я и мой друг”. Меня не интересует качество твоего рисунка - мне важно, что ты на нем нарисуешь”. На все уточняющие вопросы ребенка мы отвечали повторением инструкции: “Это должен быть рисунок на тему “Я и мой друг”. В случае группового проведения инструкция давалась следующим образом: “Ребята, у всех вас есть друзья, у кого-то они в классе, у кого-то во дворе или в деревне. Нарисуйте рисунок на тему “Я и мой друг”, можете нарисовать на нем все, что хотите о себе и своем друге или подруге”. Рисунки детей анализировались по следующим показателям:
Таким образом при оценке рисунков были использованы как традиционные параметры анализа проективных детских рисунков, так и параметры, заданные самой темой исследования. Анализ особенностей возрастных различий рисунков на тему “Я и мой друг” позволил выделить три основных тенденции. Во-первых, это тенденция к изменению содержания рисунка при переходе от младшего школьного к предподростковому возрасту. Это выступает в постепенном исчезновении на рисунках детей всех второстепенных деталей и центрации на изображении двух основных персонажей: автора и его друга. На рисунках младших детей большое внимание уделяется подробному изображению деталей интерьера, а круг изображаемых лиц весьма широк и выходит далеко за пределы заданной темы, сам автор или его друг нередко отсутствуют. На рисунках старших детей, напротив, изображены, как правило, только два человека – автор и друг. Во-вторых, прослеживается тенденция к все большей эмоциональной выразительности рисунка и возрастанию степени личностной включенности автора, переходу к изображению не просто двух человек, а скорееотношений между друзьями. Сюда же следует отнести тот факт, что на рисунках старших детей барьеры между друзьями встречаются чаще, чем на рисунках младших. Из этого можно сделать вывод о большей значимости для старших детей эмоционально-личностных отношений, о нарушении которых свидетельствуют барьеры на рисунке. В-третьих, в рисунках старших детей гораздо чаще, чем в рисунках младших, встречаются указания на близость с другом, идентификацию с ним. Полученные результаты свидетельствуют о развитии дружеских отношений детей по линии перехода от совместной игровой деятельности к эмоционально-личностному взаимодействию с другом, становлению эмоционально-личностных отношений между друзьями, в которых личность друга и свои личностные качества становятся предметом активной ориентировки младшего школьника. В ходе исследования было выявлен индивидуальный характер изменения таких параметров, как “степень заполнения”, "наличие барьеров" и "характеристика линии". Дальнейшие исследования могут дать возможность применять анализ этих параметров для индивидуальной диагностики дружеских отношений. Сравнительный анализ особенностей выполнения рисунка “Я и мой друг” младшими школьниками с низким и высоким социометрическим статусом выявил ряд существенных различий. Дети с нормальными отношениями в группе сверстников (с благополучным социометрическим статусом) уделяли большее внимание изображению себя и друга, не прорисовывая внешние детали ситуации. Статистический анализ полученных различий в рисунках детей с высоким и низким социометрическим статусом подтвердил значимое различие (на уровне ошибки 0,001) по параметру “наличие интерьера”. Таким образом можно сделать вывод о наличии зависимости между присутствием в рисунке изображения интерьера и социометрическим статусом ребенка, выражающим благополучие его отношений со сверстниками. Дети, у которых не сложились отношения в коллективе сверстников, уделяют большее внимание к изображению деталей интерьера и меньшее внимание изображению самого друга и отношений с ним. На основании результатов проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
|