Метод библиограммы в исследовании обыденного религиозного самосознанияЗагряжская Е. А.МГУ им. М.В. ЛомоносоваСоциальные, экономические, политические реформы, происходящие в современной России, сопровождаются психологическими изменениями, одним из которых является изменение религиозного самосознания людей. Обращение к христианству в одних случаях происходит как поиск устойчивого и вечного основания для своей жизни. В других случаях религиозность является “данью моды”: люди либо нерефлексивно исполняют обозначенные в календарях ритуалы, либо используют библейский текст как способ аргументации в споре с деловыми партнерами или конкурентами. Обыденное религиозное самосознание часто не соответствует христианскому и потому как психологический феномен требует своего описания. Наше исследование выполнялось с помощью метода библиодрамы. Это такой метод групповой психодраматической работы, в которой участники внутри предложенного для постановки библейского сюжета продолжают и завершают свои действия посредством ролевой игры, драматического самовыражения. Материалом для драматической постановки являлся сюжет искушения Иисуса дьяволом по тексту Евангелия от Матфея, гл. 4. В исследовании приняло участие 22 человека. Важно отметить, что существенной особенностью ситуации выбора и принятия решения, в которую попадают участники, играющие роль Иисуса, является ее недоопределенность, открытость: дьявол предлагает Иисусу такое описание конфликтной ситуации, для христианского решения которой требуется расширить зону поиска ответа, доопределить условие задачи. Например, дьявол проблематизирует для Иисуса ситуацию следующим образом: “Если ты -Сын Божий, то ты можешь творить чудеса и превращать камни в хлеба; если ты отказываешься это делать, то ты не Сын Божий, а обычный человек”. Ответ Христа: “основание того, что я - Сын Божий, состоит не в творении чудес, а в следовании слову Божьему,”- возможен только через доопределение условий, восстановления целостности конфликтной ситуации. Участник группы, играющий роль Христа, оказывается в своеобразной конфликтной ситуации, во многом родственной “проблемным” ситуациям, описанным в психологии мышления в работах Дункера. Важным оказывается то, что “логика” развития, реорганизации проблемной ситуации определяется прежде всего тем, как понимается ситуация, как в этом понимании выступает для участника первоначально сам факт конфликта и тем, как далее он развертывается соответственно тем способам, которыми испытуемый пытается осваивать проблемную ситуацию, восстанавливая ее целостность и осмысленность. Поиск участником-Христом ответа участнику-дьяволу представляет собой работу испытуемого по осмыслению ситуации, отдельные этапы которой выступают для него в сменяющих друг друга формах мыслительного освоения конфликта ( в функциональных решениях), а для экспериментатора – в репликах испытуемого. Эти формы смыслового освоения библейских конфликтов и характеризуют обыденное религиозное самосознание участников психодраматической группы. Эмпирически выделено христианское и нехристианское религиозное самосознание. Нехристианское религиозное самосознание характеризуется следующими смысловыми решениями библейских конфликтов:
Христианское религиозное самосознание характеризуется следующими смысловыми решениями библейских конфликтов:
В обыденном религиозном самосознании современной российской молодежи Христос часто оказывается, говоря словами М.К.Мамардашвили, “распятым на своем собственном образе”, - на том его, Христа, образе, который есть у людей, реконструирован ими из текстов Евангелия и которому, как они хотят, он должен соответствовать. Тогда как сам Христос в своих словах и поступках был свободен, свободен от образа себя и желания соответствовать ожиданиям других людей, не выводим и не сводим к текстам Евангелия, безосновен в своих делах и в своем откровении. |