Особенности произвольного внимание у младших школьников

Меликян З. А.

МГУ им. М.В. Ломоносова

Произвольное внимание является важным условием успешного обучения в школе. Нарушения и недостаточная его сформированность могут вести к стойким трудностям в обучении.

Целью данного исследования являлось изучение с помощью компьютерного теста возрастной динамики процессов произвольного внимания (группы взрослых и детей 7 и 10 лет), а также сопоставительный анализ выполнения этого теста детей с трудностями обучения (7-8 лет).

Методика дает возможность проанализировать возрастные изменения в простой сенсомоторной реакции и в реакциях выбора различной сложности в двух модальностях (зрительной и слуховой), а также влияние подсказки в зрительной модальности.

Выводы:

  1. Компьютерная методика оказалась адекватной поставленным целям.
  2. Для прослеживания возрастной динамики наиболее информативными оказались простые двигательные пробы, простые и сенсибилизированные реакции выбора в обеих модальностях: выполнение проб двух первых типов значительно меняется от 7 до 10 лет, третьего типа – от 10 лет до взрослого состояния.
  3. Для дифференциальной диагностики детей с трудностями обучения информативными являются простые двигательные пробы и простые реакции выбора.
  4. Детей с дефицитарностью глубинных структур (первый блок мозга) характеризует медленное и нестабильное выполнение простых проб, увеличение количества ошибок в реакциях выбора.
  5. У детей с недостаточностью передних отделов мозга (третий блок) по сравнению с нормой выявляется большее количество ошибок в простых реакциях выбора.
  6. Дети с правополушарной дисфункцией хуже выполняют задания в зрительной модальности, с левополушарной недостаточностью – в слуховой модальности. Дети с правополушарной недостаточностью обнаруживают большие отличия от нормы, чем дети с левополушарной дисфункцией.