Связь развития речи, зрительных и зрительно-пространсвенных функция у детей-первоклассниковЗверева М. Г.Московский городской психолого-педагогический институтВ настоящее время нейропсихологические методы часто применяются для диагностики, профилактики и коррекции трудностей обучения в школе. Некоторые из них были использованы в нашем исследовании, основная цель которого заключалась в изучении соотношения развития речи, зрительных и зрительно-пространственных функций. Эти функции, с одной стороны взаимообусловлены в своем развитии, с другой - представляют собой сложные функциональные системы. Компоненты этих систем развиваются неодновременно, и, как показало исследование, недоразвитие некоторых из них может: 1) выступать достаточно изолировано; 2) сочетается с несформированностью других компонентов. При анализе результатов учитывалось, что возраст 6-7 лет является сензитивным периодом в становлении системной организации зрительного восприятия и механизмов опознания зрительного образа ("Структурно-функциональная организация...", 1990, с.23), а функция отображения пространства является одной из наиболее сложных и длительно формирующихся (Манелис Н.Г.,1997). В группу обследуемых входили как учащиеся, успешно овладевающие программой начальной школы (19 человек), так и дети, которые, по мнению учителей, имеют существенные трудности в обучении (6 человек), в том числе один ребенок с предположительным диагнозом “задержка психического развития”. Для обследования речевой сферы использовались следующие методики:
Для обследования зрительно-пространственных функций использовались следующие методики:
Дополнительно давалась графо-моторная проба "Забор" для исследования серийной организации движений. Также проводился анализ письменных работ учащихся для выявления возможной зависимости между обнаруженными отклонениями в исследуемых функциях и особенностями письма. Анализ результатов исследования позволил выделить четыре группы испытуемых, у которых можно выявить следующие варианты развития речевых, зрительных и зрительно-пространственных функций:
Примеры, иллюстрирующие выполнение заданий детьми из каждой группы, будут представлены в докладе. |