Познавательный компонент межличностного восприятия у учителей

Грачикова Е. В.

МГУ им. М.В. Ломоносова

Процесс межличностного восприятия –это деятельность, направленная на познание личностных особенностей другого человека.

В нашей работе предпринята попытка рассмотреть некоторые аспекты познавательной деятельности учителя в процессе межличностного восприятия.

Мы продолжаем линию исследований начатых Н.А. Рождественской.

В ходе первичных экспериментальных исследований в задачи входило изучение взаимосвязи между уровнем педагогического мастерства учителей и уровнем осознания ими основных способов межличностного восприятия.

Было обследовано 50 учителей г. Москвы и г. Домодедово Московской области.

Установлено:

1.У четверти обследованных учителей в личном опыте стихийно формируется высокий уровень рефлексии способов межличностного восприятия.

2.Уровень осознания основных способов межличностного восприятия значимо выше у учителей, обладающих более высоким уровнем педагогического мастерства, чем у учителей с низким уровнем педагогического мастерства.

 

Учитель-мастер осознает, что эффективность учебного процесса зависит от основных свойств личности ребенка: мотивации, интеллекта, воли, эмоций, стиля общения ученика. Он демонстрирует адекватные оценки личностных свойств, у него выражена готовность судить о них в процессе развития, по конкретным проявлениям, используя вероятностный подход.

 

Учитель, обладающий низким уровнем профессионального мастерства, не готов к обсуждению проблемы межличностного познания на уровне, определяемом пониманием способов межличностного восприятия.

3.Более высокий уровень осознания способов межличностного восприятия отрицательно коррелирует с уровнем самопринятия (Rs=-0,56, p<0,05); положительно коррелирует с уровнем самообвинения (Rs=0,49, p<0,05) и демократическим стилем общения (Rs=0,49, p<0,05).Значимой связи с эмпатией не обнаружено.

Таким образом, у учителей-мастеров одновременно с высоким уровнем осознания способов межличностного восприятия формируется демократический стиль общения, требовательное, критическое отношение к себе и к своей деятельности, принятие на себя ответственности за качество взаимодействия с детьми.