Социализация и формирование социальной идентичности в период детства

Иванова И. В.

Московский педагогический государственный университет

Значительные изменения, происходящие в нашем обществе, делают актуальными исследования проблемы социализации, которая в основном изучалась в зарубежной, главным образом американской, психологии. Наиболее влиятельными в изучении социализации являются психоаналитическое направление, теория социального научения, символический интеракционизм и когнитивно-ориентированный подход.

В психоанализе социализация понимается как приобретение контроля над импульсами. По З. Фрейду, ребенок изначально асоциален, и усвоение социальных норм и требований осуществляется через подавление инстинктивного начала. Для А. Адлера определяющим в социализации является чувство общности, “социальное чувство”, вызывающее социальные контакты ребенка с другими людьми. Э. Эриксон в своих работах, в основном посвященных включению ребенка в общество, подчеркивал роль среды, культуры и социального окружения с присущими ему ожиданиями, надеждами, которые индивид может оправдать или не оправдать.

В теории социального научения процесс социализации сводится к интернализации внешних требований, норм, правил, к возникновению интернализованного контроля над поведением путем научения, основанного на позитивном или негативном подкреплении (Б. Скиннер); опосредованного ценностными системами и мотивационными установками (Дж. Аронфрид); через подражание модели (А. Бандура).

В концепции Дж. Г. Мида большое внимание уделяется речи, языку, игре, которые способствуют овладению социальными нормами через принятие ребенком на себя роли другого.

Когнитивная теория социализации основана на идее построения когнитивной модели окружающей среды, которая модифицирует, побуждает и управляет дальнейшим поведением ребенка.

В отечественной психологии роль среды в психическом развитии ребенка изучалась в рамках культурно-исторической теории Л. С. Выготского и деятельностного подхода С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева. В современной отечественной психологии под социализацией понимается процесс усвоения и воспроизведения индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, в систему социальных связей (Г. М. Андреева, И. С. Кон).

В процессе социализации происходит становление социальной идентичности. Социальная идентичность определяется как часть я - концепции индивида, которая возникает из осознания своего членства в социальной группе (или группах) вместе с ценностным и эмоциональным значением, придаваемым этому членству (Х. Тэджфел); рассматривается как динамическая структура, образующаяся за счет механизмов идентификации и дифференциации, состоящая из когнитивного и аффективного компонентов, и развивающаяся на протяжении всей жизни человека в соответствии с изменениями социального контекста; проявляется в различных формах (этнической, гражданской, идеологической, религиозной, общечеловеческой, профессиональной, половой).

Ряд исследователей (Ж. Пиаже и др.) отмечают, что социальная идентичность формируется по мере роста социальной осведомленности, знаний о своей социальной группе. Таким образом, многие психологи в структуре идентичности в качестве ведущего выделяют когнитивный компонент. Другие авторы (Бергер, Лукман, Финней и др.) связывают социализацию с большой эмоциональной нагрузкой, отмечают роль предубеждений, чувств, т. е. первичное место в формировании идентичности отводят эмоциональному компоненту.

На формирование социальной идентичности влияют особенности языка, культуры, менталитета, исторического развития. А. А. Потебня доказывал, что язык, выполняя опосредствующую роль, ведет к осознанию эстетических и нравственных идеалов, способствует приобщению к культуре и поэтому связан с социализацией.

Особенности социальной ситуации в России и русской ментальности не позволяют полностью перенести данные, полученные в других социальных и культурных условиях, на процесс социализации детей.

На наш взгляд является важным исследование направлений развития социальной идентичности и выявление ее ведущих форм у детей, изучение динамики структуры социальной идентичности в период детства, а также определение возможности становления социальной идентичности путем формирования позитивного отношения к социальным нормам и ценностям в процессе обучения. Для этого нами разработаны специальные диагностические методики и программа формирования социальной идентичности. Результаты этой работы будут проанализированы и представлены позднее.