Стратегии понимания психологом клиента

Минигалиева М. Р.

МГУ им. М.В. Ломоносова

По данным многочисленных исследователей понимание выступает как одна из основных профессиональных задач психолога-консультанта. Особенности понимания психологом клиента являются критерием профессиональной зрелости практического психолога. Наша работа является попыткой совместного рассмотрения проблемы психологической помощи и проблемы понимания в контексте диалогической парадигмы исследования, с социально-психологической точки зрения. Понимание рассматривается как интегральный показатель компетентности личности в общении. В качестве содержательной составляющей понимания, проявляющейся в нем, определяющей его ход и результат, а иногда и ограничивающей его, выступает стратегия понимания, используемая профессионалом при решении проблем профессиональной деятельности.

Мы рассматриваем понимание, в широком смысле слова, как предметно и контекстуально обусловленные процесс и результат формирования смысла ситуации взаимодействия его субъектами - смысла поступков, высказываний и переживаний. Понимание часто определяется как логически-рациональный процесс уяснения причинно-следственных связей, и/или как вчувствование в поступки, определяющиеся "психологическими взаимосвязями", "психо-логикой" субъектов. В понимании наиболее отчетливо проявляются феномены когнитивной и ценностной сторон личности профессионала.

Двойственный психологический статус феномена понимания: выступающего как процесс и результат переработки смысловой информации о другом человеке, - и полифоничность понимания: множественность путей и способов понимания человека человеком, - определяет остроту вопроса о его критериях. Естественно предположить, что они лежат в самих подходах к пониманию, описывая тот или иной его способ, деятельностную стратегию, выступающую как содержательный показатель профессионального понимания в психологическом консультировании. К наиболее очевидным и, одновременно, значимым критериям выделения стратегий понимания психологом клиента относятся: а/ различия психологических школ в понимании психологического консультирования (и места и роли понимания в нем), б/ особенности ценностного потенциала психолога, связанные с выбором различных стратегий преобразования смысловой информации. В нашем исследовании мы сосредоточились преимущественно на втором основании выделения стратегий понимания психологом клиента.

В ходе проведенного нами теоретико-эмпирического исследования было выявлено, что все множество работ, посвященных проблеме понимания можно разделить на три группы, рассматривающих его соответственно как: а. обнаружение уже существующего, присущего ситуации смысла-значения (объяснение), б/ создание смысла, не заданного изначально (интерпретация), в. возникновение смысла в процессе диалога как "со-значения" (понимание). Далее, на основе данных эмпирического изучения особенностей понимания психологом клиента, было показано феноменологическое сходство выделенных подходов к теоретическому анализу феноменов понимания человека человеком и индивидуально-специфичных стратегий понимания. Таким образом, наш подход в связи с этим, можно отнести к интегративным: рассматривающим выделенные исследовательские трактовки понимания как различные его стратегии. Стратегия понимания - способ преобразования смысловой информации в процессе общения.

Каждая из стратегий понимания психологом клиента оказалась связанной с особой ценностно-смысловой позицией консультанта и выбором той или иной интерактивной модели общения с клиентом. Так, стратегий объяснения оказалась связанной с предпочтением монологических форм взаимодействия с клиентом. в которых консультант занимает позицию “учителя” или “обыденного психолога”, демонстрируя высокую включенность в предъявляемую клиентом проблемную ситуацию и сосредоточенность на своих собственных представлениях и переживаниях. Стратегия интерпретации связана со стремлением к диалогическому взаимодействию с клиентом, которое, впрочем, не вполне реализуется, поскольку ведущим модусом общения и основной ценностью для консультанта является трансляция своего профессионализма (позиция “эксперта” или “всезнающего эксперта”). Стратегия диалогического понимания связана со стремлением к организации внутреннего диалога клиента. Консультант осуществляет “психологическое сопровождение” переживаний клиента, занимая позицию фасилитатора. Внутренний диалог клиента организуется несколькими, внешне сильно различными способами: терапевт использует разные виды “чистого языка” (стремясь возвратить клиенту сказанное им в наименее искаженной форме) или использует приемы парадоксальной коммуникации, делая явно “провоцирующие”, парадоксальные и сверхоценочные комментарии к каждому из высказываний клиента. Таким образом стратегия диалогического понимания, являющаяся наиболее специфичной, характерной именно для понимания другого человека, клиента психологом-консультантом, разбивается еще на три интерактивных подстратегии:

1) “роджерианский вариант” (“угу-терапия”, психолог и клиент заняты “сверкой пониманий”, характерны диалогические реконструирующие формы взаимодействия с клиентом, консультант преимущественно слушает клиента, “возвращая” и подтверждая сказанное клиентом),

2) реконструктивный вариант (психолог помогает клиенту простроить структурные взаимосвязи внутри его собственной субъективной картины мира”, характерны полилогические и реконструктивные модели взаимодействия с клиентом: консультант возвращает клиенту некоторые целостные и структурированные впечатления - фрагменты субъективной картины мира клиента, эксплицируя конструкты, лежащие в основе построения этой картины),

3) парадоксальный вариант (психолог “осмеивает” обыденные и профессиональные притязания, переживания и ожидания участников диалога: как свои собственные, так и клиента, преобладают полилогические и парадоксальные формы общения с клиентом: резко противопоставленные нормам обыденного общения).

Выделенные стратегии понимания 1) обладают различной адекватностью по отношению к специфике профессиональной деятельности практического психолога, 2) разной степенью специфичности (эквифункциональности): дают более или менее близкие друг другу и более или менее адекватные ситуации и пониманию ее и себя самого клиентом результаты и интерпретации, 3) являются более или менее характерными для тех или иных субъектов понимания (существование “предпочитаемых” и “доступных” способов осмысления реальности).