Ситуационно-поведенческое тестирование как метод оценки личностных особенностейГоман А. М.МГУ им. М.В. ЛомоносоваПсиходиагностика является областью психологической науки, которая нуждается в постоянном развитии и обновлении исследовательских средств. Одной из основных проблем, с которыми обычно сталкиваются психологи на практике, является получение объективной информации, например при изучении личностных особенностей. Существует много в разной степени надежных методов оценки и описания личных особенностей человека (тесты, экспертные оценки, интервью, наблюдения, биографические опросники), но универсального научного метода оценки пока нет. Как правило, вывод о личностных особенностях делается на основе представлений испытуемого о самом себе. Таким образом, проблема соответствия представлений человека о самом себе и его реального поведения остается открытой. Для решения этой задачи мы предлагаем рассмотреть ситуационно - поведенческое тестирование (СПТ) как диагностическую процедуру, позволяющую делать выводы о личностных особенностях человека на основании его поведения в СПТ. При СПТ используются специально созданные поведенческие процедуры для оценки личностных особенностей испытуемых. Процедуры, упражнения, техники моделируют ключевые моменты жизнедеятельности человека и способы их практической реализации. Для проведения СПТ эти упражнения подбираются специально в каждом конкретном случаи в зависимости от целей тестирования, специфики аудитории, времени проведения. Групповые упражнения дают возможность собрать информацию, которая выступает своеобразным репрезентантом реального поведения человека. Получаемая информация в сопоставлении с данными тестовых процедур и письменных упражнений дает возможность уточнить гипотезы об личностных особенностях испытуемого и конкретизировать его поведенческий репертуар. Таким образом, целями СПТ можно считать:
Поведенческие тестовые процедуры могут быть представлены в различной форме, например деловые игры, различные виды групповой дискуссии, “мозговые штурмы”, ролевые игры и др. Можно выделить два вида СПТ:
Таким образом, видно, что по поведенческим реакциям, наблюдаемым в СПТ, можно диагностировать различные виды личностных особенностей. В ходе проведенных исследований и серии практических применений СПТ в ряде коммерческих организаций были получены данные, позволяющие говорить о надежности данного метода для оценки личностных особенностей. СПТ может проводиться отдельно или может включаться в более комплексную процедуру оценки личностных особенностей. |