Ситуационно-поведенческое тестирование как метод оценки личностных особенностей

Гоман А. М.

МГУ им. М.В. Ломоносова

Психодиагностика является областью психологической науки, которая нуждается в постоянном развитии и обновлении исследовательских средств. Одной из основных проблем, с которыми обычно сталкиваются психологи на практике, является получение объективной информации, например при изучении личностных особенностей. Существует много в разной степени надежных методов оценки и описания личных особенностей человека (тесты, экспертные оценки, интервью, наблюдения, биографические опросники), но универсального научного метода оценки пока нет. Как правило, вывод о личностных особенностях делается на основе представлений испытуемого о самом себе. Таким образом, проблема соответствия представлений человека о самом себе и его реального поведения остается открытой. Для решения этой задачи мы предлагаем рассмотреть ситуационно - поведенческое тестирование (СПТ) как диагностическую процедуру, позволяющую делать выводы о личностных особенностях человека на основании его поведения в СПТ.

При СПТ используются специально созданные поведенческие процедуры для оценки личностных особенностей испытуемых. Процедуры, упражнения, техники моделируют ключевые моменты жизнедеятельности человека и способы их практической реализации. Для проведения СПТ эти упражнения подбираются специально в каждом конкретном случаи в зависимости от целей тестирования, специфики аудитории, времени проведения. Групповые упражнения дают возможность собрать информацию, которая выступает своеобразным репрезентантом реального поведения человека. Получаемая информация в сопоставлении с данными тестовых процедур и письменных упражнений дает возможность уточнить гипотезы об личностных особенностях испытуемого и конкретизировать его поведенческий репертуар.

Таким образом, целями СПТ можно считать:

  • проверку результатов бланкового и компьютерного тестирования личностных особенностей
  • оценку качеств, не включенных в объективные тесты и тесты-опросники
  • проверку поведения испытуемых в ситуациях, где задания содержательно максимально приближены к работе
  • подготовка к возможно последующему интервью для окончательного определения личностных особенностей.

Поведенческие тестовые процедуры могут быть представлены в различной форме, например деловые игры, различные виды групповой дискуссии, “мозговые штурмы”, ролевые игры и др.

Можно выделить два вида СПТ:

  1. Факторно-аналитическое или параметрическое - тестирование, которое направлено на оценку отдельных черт характера, приобретенных навыков, оценку коммуникативной компетентности.
  2. Структурно-типологическое - тестирование, которое направлено на оценку структуры личности, его типа, т.е. оценивается общая направленность личности и прогноз ее развития и деятельности в тех или иных условиях.

Таким образом, видно, что по поведенческим реакциям, наблюдаемым в СПТ, можно диагностировать различные виды личностных особенностей. В ходе проведенных исследований и серии практических применений СПТ в ряде коммерческих организаций были получены данные, позволяющие говорить о надежности данного метода для оценки личностных особенностей. СПТ может проводиться отдельно или может включаться в более комплексную процедуру оценки личностных особенностей.