Типология смыслопонимания личностиКарпинский К. В.Гродненский государственный университетВ современном, стремительно обновляющемся обществе личность оказывается в парадоксальной и во многом противоречивой ситуации: с одной стороны, возрастает ее роль как творца социальной реальности, субъективного фактора исторического процесса, что возлагает на нее повышенную ответственность, предъявляет высокие требования к ее жизненному пути, а с другой стороны - ускорение темпов общественной жизни объективно не позволяет человеку заняться смысложизненной рефлексией, поиском и осознанием смысла жизни, что лишает его основных психологических регуляторов и онтологических ориентиров на жизненном пути. В этой связи актуальным предметом изучения психологической науки становятся процессы смысложизнеобретения, смысложизнеосознания и понимания личностью смысла своего бытия. Наша работа посвящена изучению содержания смысла жизни личности и его понимания самой личностью в ранней и поздней юности. В своем исследовании мы основывались на формулировке смысла жизни, предложенной В. Э. Чудновским: “ Смысл жизни - идея, содержащая в себе цель жизни человека, присвоенная им и ставшая для него ценностью чрезвычайно высокого порядка” [ 4, С. 15]. Смысл жизни предстает как многоуровневое смысловое образование, обладающее определенной иерархией, субординацией, характеризующееся определенной степенью пластичности, гибкости, заменяемости, а также широтой, объемностью, масштабностью. Онтологический статус смысла жизни состоит в том, что он есть верховное смысловое образование личности, конституирующее всю смысловую сферу сознания и задающее направленность личностной активности в биографическом масштабе. Смысл жизни являет собой “стержень” жизненной позиции как совокупности осознанных жизненных мотивов (ценностей) личности. В системе регуляции жизнедеятельности субъекта смысл жизни выполняет специфические отражательные и регулятивные функции, направляя активность личности на субъективно значимые события и ситуации жизни, обеспечивая преемственность ее дел и жизненных занятий, что в конечном итоге объективируется в цельной и внутренне логичной линии жизни. В своих взглядах мы солидаризируемся с К. А. Абульхановой-Славской, которая выделяет три центральных компонента, структурирующих процесс жизнедеятельности личности: жизненную позицию, жизненную линию и смысл жизни [1]. Их соотношение в структуре жизнедеятельности личности таково, что жизненная линия есть пролонгированная реализация жизненной позиции личности, во главе которой стоит индивидуальный смысл жизни. Смысл жизни устойчиво определяет стиль жизни личности как детерминированный индивидуальными особенностями личности способ осуществления жизненного пути, присущая данной личности манера жизнедеятельности. Стиль жизни личности, в отличие от социально-исторического образа жизни, всегда задается индивидуальными характеристиками личности и среди этих характеристик ведущее место принадлежит смыслу жизни как идее, ценности высшего порядка и степени обобщенности, которая пронизывает отношение человека ко всякому факту своей жизни, подчиняет себе ход целостного жизненного пути. Выделенные ниже типы смысложизнепонимания личности гармонично перекликаются с психологической типологией индивидуальных стилей жизни, сконструированной А. А. Кроником [3]. В качестве исходной задачи проведенного нами эмпирического исследования выступала необходимость типологизации, теоретического упорядочивания множества индивидуальных случаев смысложизнепонимания. Рабочее определение смысложизнепонимания было следующим: смысложизнепонимание - это отражение, осознание личностью смысла своей жизни, индивидуальный ответ человека на вопрос о том, ради чего он живет. Смысложизнепонимание есть одновременно акт самопознания - решение задачи на смысл жизни и конечный результат этой задачи, оформленный в самоотчет, мотивировку. Методологическим основанием была избрана парадигма понимающей психологии, которая, по авторитетному свидетельству Б. С. Братуся, оказывается единственно компетентной в исследовании вершинных смысловых образований личности [2]. Представляется, что именно данная парадигма наиболее адекватна для исследования процессов самопонимания личностью смысла жизни и постижения внутреннего мира человека. Методически исследование осуществлялось при помощи интерактивных опросных методов: беседы и анкетирования. Исследованием было охвачено 60 респондентов в возрасте от 16 до 24 лет. Количественный и качественный анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы:
Таким образом, как показывают результаты предпринятого нами исследования, все богатство содержания индивидуальных смыслов жизни поддается типологизации. Выделенные типы смысложизнепонимания, выполняя специфические отражательные и регулятивные функции, устойчиво детерминируют продвижение личности на ее жизненном пути, задают уникальную стратегию жизни человека. Литература
|