Типология смыслопонимания личности

Карпинский К. В.

Гродненский государственный университет

В современном, стремительно обновляющемся обществе личность оказывается в парадоксальной и во многом противоречивой ситуации: с одной стороны, возрастает ее роль как творца социальной реальности, субъективного фактора исторического процесса, что возлагает на нее повышенную ответственность, предъявляет высокие требования к ее жизненному пути, а с другой стороны - ускорение темпов общественной жизни объективно не позволяет человеку заняться смысложизненной рефлексией, поиском и осознанием смысла жизни, что лишает его основных психологических регуляторов и онтологических ориентиров на жизненном пути. В этой связи актуальным предметом изучения психологической науки становятся процессы смысложизнеобретения, смысложизнеосознания и понимания личностью смысла своего бытия. Наша работа посвящена изучению содержания смысла жизни личности и его понимания самой личностью в ранней и поздней юности.

В своем исследовании мы основывались на формулировке смысла жизни, предложенной В. Э. Чудновским: “ Смысл жизни - идея, содержащая в себе цель жизни человека, присвоенная им и ставшая для него ценностью чрезвычайно высокого порядка” [ 4, С. 15]. Смысл жизни предстает как многоуровневое смысловое образование, обладающее определенной иерархией, субординацией, характеризующееся определенной степенью пластичности, гибкости, заменяемости, а также широтой, объемностью, масштабностью. Онтологический статус смысла жизни состоит в том, что он есть верховное смысловое образование личности, конституирующее всю смысловую сферу сознания и задающее направленность личностной активности в биографическом масштабе. Смысл жизни являет собой “стержень” жизненной позиции как совокупности осознанных жизненных мотивов (ценностей) личности. В системе регуляции жизнедеятельности субъекта смысл жизни выполняет специфические отражательные и регулятивные функции, направляя активность личности на субъективно значимые события и ситуации жизни, обеспечивая преемственность ее дел и жизненных занятий, что в конечном итоге объективируется в цельной и внутренне логичной линии жизни. В своих взглядах мы солидаризируемся с К. А. Абульхановой-Славской, которая выделяет три центральных компонента, структурирующих процесс жизнедеятельности личности: жизненную позицию, жизненную линию и смысл жизни [1]. Их соотношение в структуре жизнедеятельности личности таково, что жизненная линия есть пролонгированная реализация жизненной позиции личности, во главе которой стоит индивидуальный смысл жизни.

Смысл жизни устойчиво определяет стиль жизни личности как детерминированный индивидуальными особенностями личности способ осуществления жизненного пути, присущая данной личности манера жизнедеятельности. Стиль жизни личности, в отличие от социально-исторического образа жизни, всегда задается индивидуальными характеристиками личности и среди этих характеристик ведущее место принадлежит смыслу жизни как идее, ценности высшего порядка и степени обобщенности, которая пронизывает отношение человека ко всякому факту своей жизни, подчиняет себе ход целостного жизненного пути. Выделенные ниже типы смысложизнепонимания личности гармонично перекликаются с психологической типологией индивидуальных стилей жизни, сконструированной А. А. Кроником [3].

В качестве исходной задачи проведенного нами эмпирического исследования выступала необходимость типологизации, теоретического упорядочивания множества индивидуальных случаев смысложизнепонимания. Рабочее определение смысложизнепонимания было следующим: смысложизнепонимание - это отражение, осознание личностью смысла своей жизни, индивидуальный ответ человека на вопрос о том, ради чего он живет. Смысложизнепонимание есть одновременно акт самопознания - решение задачи на смысл жизни и конечный результат этой задачи, оформленный в самоотчет, мотивировку. Методологическим основанием была избрана парадигма понимающей психологии, которая, по авторитетному свидетельству Б. С. Братуся, оказывается единственно компетентной в исследовании вершинных смысловых образований личности [2]. Представляется, что именно данная парадигма наиболее адекватна для исследования процессов самопонимания личностью смысла жизни и постижения внутреннего мира человека. Методически исследование осуществлялось при помощи интерактивных опросных методов: беседы и анкетирования. Исследованием было охвачено 60 респондентов в возрасте от 16 до 24 лет.

Количественный и качественный анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы:

  • по содержанию смысложизнепонимания испытуемые изначально разделились на две группы. Для первой группы характерен нигилистический тип смысложизнепонимания, который заключается в отрицании наличия какого-либо смысла в жизни, убежденности в бессмысленности жизни (28 %). Другой группе присущ ценностный тип смысложизнепонимания, что подразумевает благоговейное, трепетное отношение личности к смыслу жизни, утверждение невозможности существования без смысла, подчеркивание острой необходимости в смысле жизни для себя и каждого человека (72 %). Встречались и отказы отвечать на вопрос о понимании смысла жизни, что мы списываем на счет действия защитных механизмов самосознания личности, которые препятствуют решению задачи на смысл жизни. Отказы, как правило, сопровождались обнаружением нигилистического типа смысложизнепонимания. Среди ответов респондентов были и такие, в которых сквозит не реально действующий, а лишь номинально знаемый смысл жизни, “пустая” мотивировка, усвоенная некритически и используемая в качестве своеобразной декларации, лозунга, бутафории, лишенной действительной побудительной силы в жизни человека (12 %). Например, наиболее часто встречается расхожая формула - “вырастить сына, посадить дерево, построить дом”.
  •  
  • процессуальный тип смысложизнепонимания, в соответствии с которым смысл жизни заключается в самом процессе жизни, в ходе достижения жизненных целей, а не в его конечных итогах (7 %). Для респондентов с процессульным типом смысла жизни привлекательным является не достижение финальных жизненных целей, а сам процесс бытия, путь продвижения к цели.
  •  
  • финально - результирующий (терминальный) тип смысложизнепонимания характерен для подавляющего большинства респондентов (63 %) и состоит в том, что для личности в первую очередь важна конечная реализация жизненных целей, результат осуществления сокровенного жизненного замысла, “пожинание” плодов жизни. Осмысляющим основанием жизни выступает конечный результат, “продукт” бытия, в котором личность и видит смысл;
  • гедонистический тип смысложизнепонимания заключается в том, что личность стремится максимизировать удовольствие, получаемое от жизни и минимизировать страдания, затушевать негативные стороны бытия. Смысл жизни для такой личности состоит в “получении удовольствий”, “пользовании благами, предоставляемыми жизнью”, “удовлетворении желаний”. Доля респондентов, исповедующих этот принцип жизнепонимания, составила 7 % ;
  • для личности с аскетическим (страдальческим) типом смысложизнепонимания, в противовес гедонистическому типу, смыслом жизни является подчинение своих сиюминутных желаний отдаленным жизненным целям, “несение свой жизненной ноши” , “исполнение жизненной участи” (3 %);
  • эвдемонический тип смысложизнепонимания основывается на жизненном принципе личности, который предполагает стремление человека к счастью, его поиск и преследование. Личностью с данным принципом жизнепонимания смысл жизни определяется как “достижение счастья для себя и других людей” (14 %);
  • глористический тип смысложизнепонимания ведет к тому, что личность высшим достижением и смыслом жизни считает завовевание почета, признания, обретение славы (6 %). В некоторых ответах явно проявилась доминирующая потребность личности в персонализации: “оставить после себя отпечаток, след”, “остаться в памяти людей” и др.

Таким образом, как показывают результаты предпринятого нами исследования, все богатство содержания индивидуальных смыслов жизни поддается типологизации. Выделенные типы смысложизнепонимания, выполняя специфические отражательные и регулятивные функции, устойчиво детерминируют продвижение личности на ее жизненном пути, задают уникальную стратегию жизни человека.

Литература

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
  2. Братусь Б. С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. 301 с.
  3. Кроник А. А. Психологические основания типологии индивидуальных стилей жизни // Стиль жизни личности. Киев: Наукова думка, 1982. С. 165-199.
  4. Чудновский В. Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от “внешнего” и “внутреннего” // Психол. журнал. 1995. Т. 16. № 2. С. 15-26.