Психология религиозного символа: проблема универсальности и системности

Фадеев Е. А.

Тульский государственный Университет

В данной работе делается попытка показать и исследовать единое семантическое пространство(поле)символов, лежащее как в основе всего культурно-исторического опыта человечества, так и составляющее неотъемлемую часть психики человека. Рассматривая дефиниции символов различных философских и психологических направлений, мы остановились на позиции А.Ф.Лосева, считая ее наиболее точной и приближенной к предмету нашего исследования. Символ вещи есть ее смысл, указывающий на нечто иное, ее закон, ее идейно-образное оформление, ее внутренне-внешне выразительная структура, ее знак, по своему непосредственному содержанию не имеющий однозначной связи с означаемым содержанием[1]. При дальнейших исследованиях будет введена новая характеристика символа--его энергетика. Мы считаем, что всякий символический образ является функцией, действенным процессом, обладающим собственной энергетикой в психике человека, объединяющим (внешнего и внутреннего) выражением живого процесса. В данном случае, символ может рассматриваться как функциональный орган.

Символ вносит упорядочивающий и связующий смысл в чувственные и внутренние духовные восприятия и именно поэтому он является психологическим объектом исследования. Во многом и сознательная и бессознательная жизнь человека символична, более того сам человек способен рассматривать себя как символ. Под категорию символа попадает фактически вся окружающая человека действительность, и то, что формирует непосредственно механизмы анализаторно-отражательной деятельности, и то, что является специфическими” усилителями” и “удлинителями” человеческой отражательной способности. Это фундаментальное свойство символа – быть повсюду и охватывать все уровни развития психики и культурно-исторического пространства, позволяет нам ввести характеристику символа--универсальность. В то же время, модальностно, символ обладает несколькими уровнями восприятия, но подлинное его восприятие возможно только так, как есть, где все аспекты символа находятся в тесной связи. Таким образом, символ обладает характером системности.

Религиозные символы, являясь архаичными, по нашему мнению, могут являться источником развития более поздних символических систем, в том числе и современных. Архаические символы дают нам возможность заглянуть в сознание древнего человека, что делает возможным проследить историю развития символа и человека, как неразрывное целое.

В работе поднимается вопрос о происхождении символических систем, отчего, как мы считаем, зависит точность их дальнейшей интерпретации. Поднимается вопрос о создании текста для раскрытия принципа строения мироздания и законов его функционирования через интерпретацию(раскрытия)семантического поля символов. Опираясь на работы современной физики и других прикладных наук, мы видим возможным построения энергетической модели мира и определения роли символов в нем.

Литература

  1. А.Ф. Лосев. Философия имени. — М., 1990 г.
  2. В.В. Налимов. Спонтанность сознания. Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. — М., 1989 г.
  3. Дж.Дж.Фрезер. Золотая ветвь: исследование магии и религии. — М., 1998 г.
  4. К.Г.Юнг. Душа и Миф. Шесть аритипов. — М. — К., 1997 г.