Новый подход к проблеме детско-родительских отношений

Быкова М. В.

Московский городской психолого-педагогический институт

Чрезвычайная значимость отношений между родителями и детьми привлекала к этой действительности внимание многих психологов самых различных школ и направлений. В этой области научная психология значительно отстает от практики, особенно заметен данный разрыв в отечественной психологии. Подчеркивая решающую роль отношения с близким взрослым для развития ребенка, сами эти отношения, однако, не являются предметом исследования ни в деятельностном, ни в культурно-историческом подходе. Наряду с этим, клиническими психологами, психотерапевтами накоплен огромный опыт практической работы в сфере детско-родительских отношений (ДРО) (Э.Г.Эйдемиллер, А.В.Захаров, А.Я.Варга, А.С.Спиваковская и многими другими), который, как правило, описывается и интерпретируется в терминах западной психологии, где эта тема разрабатывается достаточно широко. Задачей данной работы является краткий обзор основных современных подходов к исследованию ДРО, исследование специфики родительского отношения, описание предложенного метода исследования и изложение предварительных результатов.

Первым научным направлением, поставившим ДРО в центр развития личности ребенка, был, как известно, классический психоанализ. Теория психоанализа стала определяющим направлением основных концепций детского развития, в которых ключевая роль отводится проблеме отношений между детьми и родителями (Э.Эриксон, К.Хорни, др.). Особую популярность завоевала теория привязанности (Д.Боулби, М.Эйнсворт). Центральным понятием в теории привязанности является "внутренняя рабочая модель", которая представляет собой неразрывное и взаимообусловленное единство себя и другого. Ребенок осознает себя через отношение к нему матери, а мать воспринимает как источник отношения к себе. Таким образом, в первоначальном варианте данной теории привязанность понималась как отношение к себе и к близкому взрослому, которое дает чувство защищенности и безопасности. В современных исследованиях, выполненных в русле теории привязанности, происходит переориентация с проблемы изучения самосознания ребенка к исследованию его поведения, которое чаще всего описывается в терминах социальной адаптации и компетенции. Привязанность рассматривается уже не как отношение, а как стратегия поведения с родителями. E.Moss и др., (1998), отмечают положительную корреляцию между "надежным" типом привязанности и школьной адаптацией, гармоничной коммуникацией в детско-родительской диаде. В исследовании P.Crittenden (1996) показана прямая зависимость стратегии поведения школьников и подростков от качества привязанности к матери.

Помимо теории привязанности, весьма популярным в западной психологии являются теоретические модели, разработанные D.Baumrind (1967), а также E.S.Schaefer, R.A.Bell (1969). D.Baumrind предложил классификацию родительских стилей поведения, включающую 3 типа: 1) авторитетный; 2) авторитарный; 3) попустительский стиль; E.S.Schaefer, R.A.Bell разработали динамическую двухфакторную модель родительского отношения, где один из факторов отражает эмоциональное отношение к ребенку: "принятие-отвержение", а другой - стиль поведения родителей: "автономия-контроль". Каждая родительская позиция определяется выраженностью разных факторов и их взаимосвязанностью. Несмотря на то, что данные теоретические модели были предложены более 30 лет назад, они остаются практически единственными, дающими содержательное описание родительского отношения. Подавляющее большинство современных западных исследований по этой тематике сводится к установлению зависимости между родительским стилем и поведением ребенка (C.H.Hart et all, 1998)

В последнее время одним из наиболее распространенных направлений исследования ДРО становятся кросскультурные и гендерные исследования. Результаты работы K.Rubin et all (1998), проведенные на китайской, индийской и канадской выборках показали, что каждому типу темперамента ребенка соответствует определенный родительский стиль поведения. Интересное исследование половых различий родительских стилей проведено A.Russel et all (1998): матерям в большей степени свойственен авторитетный стиль, отцам - авторитарный или попустительский. Авторитарный стиль более свойственен родителям мальчика, авторитетный - родителям девочки.

Несмотря на обилие интересных фактов, психологическое содержание родительского отношения (РО) описывается достаточно формально. Используемая при этом терминология соответствует скорее политическому лексикону (авторитарность, демократичность, протекция, авторитет и т.д.), и не отражает всей сложности данной реальности. Многие термины не имеют устойчивого значения и у разных авторов несут различное содержание. Учитывая исключительную значимость проблемы ДРО, ее теоретическую неразработанность, мы попытались осуществить свой подход к этой проблеме.

Согласно нашей гипотезе, специфика родительского отношения заключается в двойственности и противоречивости позиции родителя по отношению к ребенку. С одной стороны, это безусловная любовь и глубинная связь, с другой - это объективное оценочное отношение, направленное на формирование общественных способов поведения. Наличие этих двух противоположных начал характерно не только для родительского отношения, но и для межличностных отношений вообще (Смирнова Е.О., 1994). С одной стороны, другой человек может выступить как совокупность отдельных качеств, которые могут стать предметом оценки и сравнения, с другой - он является самоценной и целостной личностью, несводимой к частичным проявлениям. Если первый аспект задает границы себя и другого, порождает обособленность и отдельность, то второй - созидает общность и причастность друг к другу. Эти два начала, которые можно обозначить как предметное (частичное) и личностное (целостное), не являются разными типами или формами отношений. Они образуют два момента, в определенной мере присущих каждому конкретному отношению. Различие конкретных отношений сводится к относительному преобладанию или выраженности каждого из этих двух моментов. Своеобразие и внутренняя конфликтность родительского отношения заключается, на наш взгляд, в максимальной выраженности и напряженности обоих моментов. С одной стороны, в силу изначального единства, глубинной связи матери и ребенка, материнская любовь является высшим проявлением альтруистического, бескорыстного, т.е. личностного отношения. С другой стороны, глобальная ответственность за будущее ребенка, порождает оценочную позицию, контроль за его действиями, превращая ребенка в объект воспитания. Поскольку личностное и предметное начало имманентно присущи каждому типу родительского отношения, их можно рассматривать как структурные составляющие родительской позиции. Конкретные варианты отношения могут определяться относительной выраженностью и содержательным наполнением предметного и личностного начала.

Т.о, согласно нашей гипотезе, во-первых, родительское отношение определяет стиль поведения родителя с ребенком, предпочтения родителей в выборе занятий с ребенком и оценку ребенка и себя в качестве родителя; во-вторых, родительское отношение имеет возрастную динамику и изменяется в сторону преобладания предметного начала над личностным.

В соответствии с предложенной гипотезой, нами была разработана анкета, направленная на изучение специфики РО. Анкета состоит из четырех блоков: в первом блоке содержатся вопросы, направленные на определение относительной выраженности личностного и предметного начала РО. В предметном начале различались следующие критерии оценки: интеллектуальное развитие, сформированность навыков самостоятельности, уровень развития воли и произвольности, развитие навыков общения и здоровье ребенка. Во втором блоке родителям даны наиболее часто встречающиеся проблемные ситуации и варианты выхода из них, условно обозначенные как стили поведения родителя по отношению к ребенку. Нами было выделено 5 стилей: помогающий, объясняющий, доверяющий, зависимый и ситуативный). Третий блок вопросов направлен на выявление родительских предпочтений относительно конкретных повседневных занятий с ребенком. Четвертый блок содержит утверждения, касающиеся оценки ребенка и себя как родителя по четырем шкалам: завышенная, заниженная, средняя и безоценочная. В исследовании приняли участие 3 группы родителей: 30 родителей детей 2-х лет, 50 родителей детей 5-ти лет и 50 родителей детей 8-ми лет, всего - 130 человек.

Предварительный анализ результатов показал следующее:

1. Выраженность личностного отношения к ребенку связано с предпочтением родителями помогающего или ситуативного стиля поведения и безоценочного отношения к ребенку.

2. В предметном начале приоритет интеллектуального развития коррелирует с выбором родителями объясняющего стиля поведения, а сформированность навыков самостоятельности - с доверяющим стилем.

3. В процессе онтогенеза выраженность личностного начала остается практически неизменной, выраженность предметного начала возрастает.

4. С возрастом ценность развития навыков общения падает в два раза, сформированности навыков самостоятельности повышается в два раза, интеллектуального развития - повышается в три раза, развитие волевых качеств имеет наибольшую ценность в дошкольном возрасте и затем постепенно снижается.

5. В целом родители оценивают ребенка и себя как не отличающихся от нормы, однако с возрастом есть небольшая динамика в сторону занижения оценки ребенка и завышения оценки себя как родителя.

Задачи нашей дальнейшей работы заключаются в следующем:

1. Последующая обработка полученных данных и анализ индивидуальных данных родителей.

2. Изучение особенностей материнского и отцовского отношения.

3. Изучение онтогенеза детско-родительских отношений.

4. Выявление и описание типов родительского отношения на основе выделенных структурных составляющих.