Представленность эмоциональных модальностей в эмоциональном развитии дошкольника

Кузьмищева М. А.

Психологический институт РАО

Представления о модальностях эмоций входят в структуру представлений ребенка об аффективной сфере человека.

Согласно теории дифференциальных эмоций, выделяется десять фундаментальных эмоций: интерес, радость, удивление, горе-страдание, гнев-ярость, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Каждая модальность представляет собой комплексный феномен, содержащий такие компоненты как:

  • субъективное переживание;
  • нейрофизиологические корреляты;
  • внешняя экспрессия (мимика и пантомимика).

В центре внимания нашего исследования находятся две структурные составляющие эмоций: субъективное переживание (импрессия) и внешняя экспрессия (мимика и пантомимика).

Основываясь на отечественном, деятельностном подходе познания эмоций в онтогенезе, представления об эмоциях понимаются нами как результат познавательной деятельности ребенка и определяются как совокупность знаний об эмоциональном явлении, куда могут входить знания, касающиеся причин эмоций (вызывающих эмоции ситуациях); эталона экспресии (мимического и пантомимического комплекса); содержания внутренних эмоциональных переживаний.

Экспериментальное исследование представленности эмоциональных модальностей в эмоциональном развитии дошкольника проводилось в 1996-1998 гг. в г. Красноярске и в г. Москве. Общее количество детей – 42 человека (дети старшего дошкольного возраста).

Основными методиками, реализующими данную цель, явились: Эмоциональное лото и Эмоциональная пиктограмма.

“Эмоциональная пиктограмма” является модификацией основной методики для детей дошкольного возраста. Основное в методе пиктограмм – требование нахождения и выделения некоторого признака из ряда других признаков и умений отразить последний в некотором наглядном образе.

“Эмоциональное лото” предполагает, наоборот, изначальную организацию представлений детей стимульным материалом:

  1. Пиктограмма эмоций – представляет собой изображение лиц людей в различных эмоциональных состояниях.
  2. Эмоциональная ситуация. Положение о том, что для эмоций каждой модальности существуют однозначно эмоциогенные ситуации легло в основу создания эмоциональных ситуаций.

Таким образом, каждая методика изучает два различных вида представлений:

“Эмоциональная пиктограмма” – “свободные” представления: изначально не заданы экспериментатором, они организуются “изнутри” самим ребенком. “Эмоциональное лото” – “контекстные”: изначально задаются экспериментатором ( в некоторых случаях под контекстными также понимаются “стимульные” представления).

Сопоставление результатов по двум видам представлений дают возможность составить полную и обоснованную картину возрастных и индивидуальных особенностей представлений о структуре эмоций и диапазоне эмоциональных модальностей. Что нашло отражение в выводах нашего исследования.

  1. К концу старшего дошкольного возраста формируется структура представлений детей об эмоциях, включающая экспрессивный и импрессивный компонент (субъективное переживание).
  2. Различие в соотношении импрессивного и экспрессивного компонента определяется модальностью эмоции, а также видом представлений. Надо отметить:

    - “Свободные” представления отличаются полнотой и дифференциацией экспрессивного и импрессивного компонента, тогда как “контекстные” дают значимые различия в соотношении структурных компонентов базовых и социальных эмоций.

    - Содержание базовых эмоций определяет преимущественно экспрессивный компонент; социальных эмоций – полная представленность импрессивного компонента.

  3. Ряд эмоциональных модальностей, основанный на фундаментальных эмоциях, в представлениях детей старшего дошкольного возраста характеризуются возрастными и индивидуальными особенностями:
    • Презрение и отвращение – эмоции, которые по сравнению с другими выделенными нами модальностями в меньшем объеме отражаются в представлениях детей.
    • Горе и гнев представлены с меньшей степенью интенсивности: при кодировании – терминологическое замещение – горе – печаль; гнев – злость.
    • Диапазон модального ряда – различный в “свободных “ и “контекстных” представлениях. В “свободных” – все модальности, кроме отвращения и презрения, представлены на достаточно высоком и ровном уровне. Тогда как в “контекстных” процентное соотношение представленности ряда модальностей варьируется от 13-100%.
    • Одной из существенных особенностей является то, что эмоциональные модальности в представлениях детей старшего дошкольного возраста организованы как система: нами было выявлено несколько способов их взаимодействия:
    • Выстраивание эмоциональных рядов;
    • Обобщение эмоциональных модальностей;
    • Иерархическая их представленность.

Таким образом, выделенные нами особенности составляют основное содержание представленности эмоциональных модальностей в эмоциональном развитии дошкольника.