Представленность эмоциональных модальностей в эмоциональном развитии дошкольникаКузьмищева М. А.Психологический институт РАОПредставления о модальностях эмоций входят в структуру представлений ребенка об аффективной сфере человека. Согласно теории дифференциальных эмоций, выделяется десять фундаментальных эмоций: интерес, радость, удивление, горе-страдание, гнев-ярость, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Каждая модальность представляет собой комплексный феномен, содержащий такие компоненты как:
В центре внимания нашего исследования находятся две структурные составляющие эмоций: субъективное переживание (импрессия) и внешняя экспрессия (мимика и пантомимика). Основываясь на отечественном, деятельностном подходе познания эмоций в онтогенезе, представления об эмоциях понимаются нами как результат познавательной деятельности ребенка и определяются как совокупность знаний об эмоциональном явлении, куда могут входить знания, касающиеся причин эмоций (вызывающих эмоции ситуациях); эталона экспресии (мимического и пантомимического комплекса); содержания внутренних эмоциональных переживаний. Экспериментальное исследование представленности эмоциональных модальностей в эмоциональном развитии дошкольника проводилось в 1996-1998 гг. в г. Красноярске и в г. Москве. Общее количество детей – 42 человека (дети старшего дошкольного возраста). Основными методиками, реализующими данную цель, явились: Эмоциональное лото и Эмоциональная пиктограмма. “Эмоциональная пиктограмма” является модификацией основной методики для детей дошкольного возраста. Основное в методе пиктограмм – требование нахождения и выделения некоторого признака из ряда других признаков и умений отразить последний в некотором наглядном образе. “Эмоциональное лото” предполагает, наоборот, изначальную организацию представлений детей стимульным материалом:
Таким образом, каждая методика изучает два различных вида представлений: “Эмоциональная пиктограмма” – “свободные” представления: изначально не заданы экспериментатором, они организуются “изнутри” самим ребенком. “Эмоциональное лото” – “контекстные”: изначально задаются экспериментатором ( в некоторых случаях под контекстными также понимаются “стимульные” представления). Сопоставление результатов по двум видам представлений дают возможность составить полную и обоснованную картину возрастных и индивидуальных особенностей представлений о структуре эмоций и диапазоне эмоциональных модальностей. Что нашло отражение в выводах нашего исследования.
Различие в соотношении импрессивного и экспрессивного компонента определяется модальностью эмоции, а также видом представлений. Надо отметить: - “Свободные” представления отличаются полнотой и дифференциацией экспрессивного и импрессивного компонента, тогда как “контекстные” дают значимые различия в соотношении структурных компонентов базовых и социальных эмоций. - Содержание базовых эмоций определяет преимущественно экспрессивный компонент; социальных эмоций – полная представленность импрессивного компонента. Таким образом, выделенные нами особенности составляют основное содержание представленности эмоциональных модальностей в эмоциональном развитии дошкольника. |