Особенности интеллектуального развития детей с выраженной тревожностью и импульсивностью

Молчанова Г. В.

МГУ им. М.В. Ломоносова

Проблема сочетания возрастных и индивидуальных характеристик в диагностике умственного развития детей является одной из наиболее актуальных. В настоящий момент в психологической литературе отсутствует единая, общепринятая периодизация умственного развития ребенка, а также отсутствует системное описание основных вариантов индивидуальных различий. Это оставляет открытым вопрос об оптимальных критериях психологической оценки умственного развития ребенка на отдельных этапах, затрудняет постановку диагноза развития. В нашей работе мы попытались соединить структурно-уровневую характеристику развития мышления, основанную на критериях Ж. Пиаже, с оценкой выраженных индивидуальных особенностей детей. В качестве последних были взяты нарушения регуляции по типу импульсивность и тревожность.

Испытуемыми были дети 6;10 - 7;4 лет с выраженной тревожностью (n=29) и импульсивностью (n=23), а также контрольная группа (дети, не являющиеся тревожными и импульсивными). Дети обследовались по задачам Ж. Пиаже, подобранным в комплекс так, чтобы наиболее широко охватить весь спектр вариаций в показателях и наиболее точно произвести оценку уровня операционального развития. Стабильность индивидуальных особенностей исследовались в процессе формирующего эксперимента.

В ходе исследования получено, что большинство импульсивных детей находятся на дооперациональном уровне развития мышления практически по всем задачам Ж. Пиаже, а для детей с выраженной тревожностью характерен промежуточный уровень. В то же время их сверстники из контрольной группы находятся на уровне конкретных операций. Обнаружены значимые различия между всеми тремя группами по критерию Краскела-Уоллиса для независимых выборок, помимо этого, выявлены значимые корреляции между индивидуальными особенностями и общей успешностью выполнения задач Ж. Пиаже (r=0,46, при р<0,05). Это свидетельствует о тесной внутренней связи индивидуальных эмоциональных и регуляторных особенностей с уровнем операционального развития.

Яркие индивидуальные различия проявлялись как в ходе обследования, так и на первых занятиях по формированию инвариантности количества. Для тревожных детей характерны невозможность принять решение, колебания, сомнения, трудности в начале работы, страх сделать первый шаг, выраженная фаза ориентировки в каждом задании. Они склонны разделять все действия на отдельные операции и все тщательно анализировать. Для импульсивных детей свойственно стремление принимать поспешные решения, слабая выраженность предварительной ориентировки, трудности в усвоении инструкции, бездоказательные объяснения, трудности в антиципации последующих шагов. Как правило, они обращают внимание только на отдельные условия.

Таким образом, полученные результаты показывают, что, существует связь между уровнем операционального развития и индивидуальными особенностями в мыслительной деятельности детей. Выраженные индивидуальные особенности по типу тревожность и импульсивность, по нашим данным, тормозят операциональное развитие детей. В связи с этим названные индивидуальные особенности должны учитываться при оценке решения детьми задач Ж. Пиаже. Используемая система показателей дает развернутую характеристику интеллектуального развития детей конца дошкольного - начала младшего школьного возраста.